Процесс обучения существенно отличается от учебного процесса. Понятие "учебный процесс" охватывает все компоненты обучения: преподавателя, использованные им средства и методы обучения, ученика, который работает под началом учителя на уроке и самостоятельно дома, обеспечение учебного процесса наглядностью и техническими средствами. Под понятием "процесс обучения" понимают взаимодействие учителя и ученика.
Обучение как один из видов человеческой деятельности состоит из двух взаимосвязанных процессов – преподавание и учение.
Преподавание – деятельность учителя в процессе обучения, которая состоит в постановке перед учениками познавательных задач, сообщении новых знаний, организации наблюдений, лабораторных и практических занятий, руководстве работой учеников по самостоятельному усвоению знаний, в проверке качества знаний, умений и навыков.
Учение – целенаправленный процесс усвоения учениками знаний, овладения умениями и навыками. В широком значении – овладение социальным опытом с целью его использования в практической жизни.
Методологической основой процесса обучения является научная теория познания, которая изучает природу научного познания и его возможности, главные закономерности познавательного процесса, формы и методы познания человеком окружающей действительности, условия истинности познания.
Познание – процесс целенаправленного отображения объективной реальности в сознании людей.