Образовательная функция учебного процесса

Призвана обеспечить усвоение учениками системы научных знаний, формирования умений и навыков.

Знание – обобщен опыт человечества, что отображает разные отрасли действительности в виде фактов, правил, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми владеет наука.

Виды знаний:

ü основные термины и понятия, без которых невозможно понять ни одного текста, ни одного высказывания;

ü факты ежедневной действительности и научные факты, без знания которых невозможно понять законы науки, формировать убеждение, доводить и отстаивать идеи;

ü основные законы науки, которые раскрывают связи и отношение между различными объектами и явлениями действительности;

ü теории, которые содержат систему научных знаний об определенной совокупности объектов, методы объяснения и предвидение явлений определенной предметной отрасли;

ü знание о способах деятельности, методах познания и истории получения знаний (методологические знания);

ü знание о нормах отношения к различным явлениям жизни (оценочные знания).

Рассмотренные виды знаний разделяют на теоретические и фактические.

Теоретические знания понятия, системы понятий, абстракции, теории, гипотезы, законы, методы науки.

Фактические знания – единичные понятия (знаки, цифры, буквы, географические названия, исторические лица, события).

Образовательная функция обучения должна обеспечить:

ü полноту знаний, которая определяется усвоением предусмотренных учебной программой сведений по каждой учебной дисциплине, необходимых для понимания основных идей, существенных причинно-следственных связей;

ü системность знаний, их упорядоченность, чтобы любое знание выплывало из предыдущего и пролагало путь для следующего;

ü осознанность знаний, которая заключается в понимании связей между ними, стремлении самостоятельно постоянно пополнять их;

ü действенность знаний, которая предусматривает умение оперировать ими, быстро находить вариативные способы применения их с изменением ситуации.

Кроме усвоения системы знаний, образовательная функция обеспечивает формирование у учеников умений и навыков.

Уменияспособность на должном уровни выполнять определенные действия, основанная на целесообразном использовании человеком знаний и навыков.

Навык – психическое новообразование, благодаря которому индивид способен выполнять определенное действие рационально, точно и быстро, без лишних затрат физической и нервно-психической энергии.

В педагогической литературе рассматривают первичные и вторичные умения.

Первичные умения – неавтоматизированные действия, подчиненные определенному правилу; это может быть неавтоматизированный навык (начальная стадия его становления), а может быть и действие, в полной автоматизации которого нет потребности. Особенность первичных умений в том, что они близкие к навыкам, поддаются автоматизации.

Вторичные умения – действия, которые принципиально не могут быть автоматизированы, потому что не имеют однозначного правила в своей основе и предусматривают элементы творчества; эти умения включают навыки, но не сводятся к ним. В учебном процессе они подлежат полной автоматизации и входят как автоматизированные компоненты к сложным вторичным умениям. Например, написание букв становится навыком, без которого невозможно приобрести умения излагать свои мысли на письме. Во время овладения грамотой написание букв является первичным умением, позже оно превращается в навык. Второе первичное умение – согласование слов – может стать навыком, но может остаться и первичным умением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: