Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Опыт показал, что наилучшей формой организации обучения является урок по строгому расписанию, с постоянным составом учащихся, при руководящей роли учителя.
Применяются и другие формы организации учебной работы: практикумы (в старших классах) и лабораторные занятия в учебных кабинетах (по физике, химии, биологии, географии), экскурсии (в лес, поле, на предприятия, в музеи, к историческим памятникам), домашние задания, различные формы трудового обучения. Познавательная работа проводится также в системе внеклассных и внешкольных занятий.
В учебном процессе применяются разнообразные типы уроков. Обычно выделяют уроки смешанные, или комбинированные; уроки по сообщению новых знаний; уроки повторения и закрепления изученного материала.
|
|
Основные виды форм организации обучения:
1) Учебно-плановые формы обучения: урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен, практические и лабораторные занятия.
2) Внеплановые формы обучения: консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам.
3) Вспомогательные формы обучения: групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство.
Классификация форм обучения
Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов.
Классификация форм обучения
I. По способу организации учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.
II. По месту и времени: аудиторные, внеаудиторные
III. По методике организации и проведения: словесные, наглядные, практические
IV. По виду организации обучения: заочные, вечерние, экстернат.
V. По цели и содержанию: формы теоретического обучения (лекция, урок и др.), формы политехнического образования (практикумы в уч. маст., практики и др.), дополнительные формы организации обучения.