double arrow

Игра – как форма и метод обучения

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением отношениями, В рамках последних реализуется содержание образования, образовательные технологии, стили, методы и средства обучения. Ведущими формами организации процесса обучения являются урок или лекция (соответственно, в школе и вузе). Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и модификацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, игра. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К. Селевко, 1990). Специфическое удовольствие игры связано с продолжением побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли. Именно через отношения, по мнению Л.С. Выготского, через продолжение непосредственных побуждений корректируется поведение личности. Л.С. Рубинштейн выдвигает идею, наиболее точно объясняющую механизм влияния игры на поведение ребенка. По его мнению «игра - это деятельность, и это значит, что игра является выражением определенного отношения к личности, к окружающей деятельности». Воспитывающая роль игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для играющего ребенка (1973). Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников. Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Игра эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения. По мнению СА. Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом: По форме проведения 1. Настольные игры а) кроссворды; б) лото; д) игровые кубики; Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. 2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН. 3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения. 4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе. 5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-7-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: