double arrow

Концепции развивающего обучения

Классификация принципов, по организационным формам.

Общие закономерности педагогического процесса.

♦ все последующие изменения зависят от изменений на предыдущих этапах, поэтому педагогический процесс носит многоступенчатый характер;

♦ темп и уровень развития личности в педагогическом процессе зависят от наследственности, среды, средств и способов педагогического воздействия;

♦ эффективность педагогического воздействия зависит от управления педагогическим процессом;

♦ продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) педагогической деятельности, от интенсивности и характера внешних (общественных, моральных, материальных) стимулов;

♦ эффективность педагогического процесса зависит от качества собственной учебной деятельности учащихся;

♦ педагогический процесс обусловлен потребностями личности и общества, материально-техническими, экономическими и другими возможностями общества, морально-психологическими, санитарно-гигиеническими, эстетическими и другими обстоятельствами, при которых он осуществляется.

3.3. Принципы педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса находят выражение в принципах[62].

Принципы – это основные, исходные положения какой-либо теории, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.

Принципы педагогического процесса – это основные требования к организации педагогической деятельности, указывающие ее направление и формирующие педагогический процесс.

Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский

- сознательность,

- наглядность,

- постепенность,

- последовательность,

- прочность,

- посильность.

3.4. Классификация принципов педагогического процесса.

1. Воспитания - основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека.

1.1. Общественная направленность воспитания.

1.2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

1.3. Опора на положительное в воспитании.

1.4. Гуманизация воспитания.

1.5. Личностный подход.

1.6. Единство воспитательных воздействий.

2. Организации педагогического процесса.

2.1. Обучения и воспитания личности в коллективе.

2.2. Преемственности.

3. Руководства педагогической деятельностью.

3.1. Сочетания управления в педагогическом процессе с развитием инициативы и самостоятельности учащихся,

3.2. Сочетания требовательности к учащимся с уважением к их личности,

3.3. Использования в качестве опоры положительных качеств человека, сильных сторон его личности.

4. Принципы обучения

4.1.Научности.

4.2. Посильной трудности обучения.

4.3. Систематичности и последовательности обучения.

4.4. Сознательности и творческой активности учащихся.

4.5. Наглядности обучения.

4.6. Прочности результатов обучения.

Шалва Александрович Амонашвили (род. в 1931 году в г.Тбилиси (Грузия)) сформулировал следующие принципы педагогического процесса:

1. Познания ребенком в педагогическом процессе себя как человека.

2. Совпадение интересов ребенка с общечеловеческими интересами.

3. Недопустимости использования в педагогическом процессе средств, способных спровоцировать ребенка на антисоциальные проявления.

4. Предоставления ребенку в педагогическом процессе общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности.

5. Очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе.

6. Определения качеств формирующейся личности ребенка, его образованности их развитие в педагогическом процессе».[63]

3.7. Основные системы организации педагогического процесса.

Различия систем организации педагогического процесса:

• количеством учащихся, обучающихся в рамках этих систем;

• соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности воспитанников;

• степенью их самостоятельности;

• спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

Виды систем организации педагогического процесса.

1) индивидуальное обучение и воспитание;

2) классно-урочная система;

3) лекционно-семинарская система.

1. Система индивидуального обучения и воспитания. Содержание обучения и воспитания, начало и окончание занятий, сроки обучения индивидуализированы.

2. Классно-урочная система. Эта система утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы:

• постоянные место и продолжительность занятий;

• стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже – и одного возраста;

• стабильное расписание занятий.

Теоретическое обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский, основной формой обучения которой считал урок - четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников.

Константи́н Дми́триевичУшинский (2 марта 1824, Тула — 3 января 1871, Одесса) разработал следующую типологию уроков:

• смешанные уроки;

• уроки устных и практических упражнений;

• уроки письменных упражнений;

• уроки оценки знаний.

Классификация уроков по дидактической цели:

• уроки изучения нового учебного материала;

• уроки формирования и совершенствования умений и навыков;

• уроки обобщения и систематизации знаний;

• уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков;

• комбинированные (смешанные) уроки.

3. Лекционно-семинарская система, зародилась с созданием первых университетов.

3.9. Функции педагогического управления

3.9.1. Педагогический анализ.

3.9.1. 1.Общее понятие о педагогическом анализе

Педагогический анализ - изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса, оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по улучшению и оптимизации управляемой системы.

3.9.1.2.Виды педагогического анализа.

3.9.1.2.1. Параметрический анализ - изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Предметом этого анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины, посещаемости, соблюдения расписания занятий и др.

3.9.1.2.2. Тематический анализ - изучение устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.

3.9.1.2.3. Итоговый анализ - проводится по завершении семестра или учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения.

3.9.2. Целеполагание.

Целеполагание - процесс формирования и выдвижения целей. Важно соотносить общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

3.9.3. Планирование.

3.9.3.1. Общее понятие о планирировании.

Планирование - принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с целью.

3.9.3.2. Виды планов.

Перспективный план - разрабатывают, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы за последние годы;

Годовой план - охватывает весь учебный год включая каникулы;

Текущий план - составляют на определенную часть учебного года, является конкретизацией общего годового плана.

Наличие этих планов позволяет координировать деятельность педагогического коллектива.

3.9.4. Организация.

Организация - выполнение принятых решений.

3.9.5. Регулирование

Регулирование - претворяются в жизнь конкретными людьми: администрацией учебного заведения, преподавателями, студентами, представителями общественности.

В регулировании важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и студенческого коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности, оценка хода и результатов конкретного дела.

3.9.6. Контроль

Контроль - показывает степень расхождения между целью и полученным результатом.

Тема 4. Обучение как составная часть педагогического процесса.

Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теоретические основы процесса обучения, а также разрабатывающая новые технологии и системы обучения.

4.1. Сущность процесса обучения.

Обучение как процесс можно рассмотреть с двух сторон:

1) активное взаимодействие между учителем и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности;

2) организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развития творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

Основу обучения составляют:

знания – отражение сознанием человека объективной действительности в форме фактов, понятий, законов и т. д.;

умения – возможность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта;

навыки – автоматические, не контролируемые сознанием действия.

4.2. Виды структур обучения.

1. Линейная - отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых одно за другим.

2. Концентрическая - периодическое возвращение к изучаемому материалу с постепенным расширением его содержания.

3. Спиральная - постепенное расширение и углубление знаний вокруг исходной проблемы.

4. Смешанная - являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур.

При выборе структуры обучения учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемого материала, индивидуальные особенности учащихся.

4.3. Закономерности обучения.

Закономерности обучения – устойчивые, существенные взаимосвязи проявляющиеся в учебном процессе.

4.3.1. Общие закономерности.

1. Цели обучения – цель зависит от уровня развития и темпов развития общества, его потребностей и возможностей, а также от уровня развития педагогической науки и практики.

2. Содержания образования – определяется общественными потребностями и целями обучения, темпами экономического и научно-технического развития, возрастными возможностями обучаемых и др.

3. Качества обучения эффективность нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего, характера и объема изучаемого материала, обучаемости учащихся и др.

4. Методов обучения – эффективность дидактических методов определяется целями обучения, содержанием, организацией учебного процесса, учебными возможностями обучаемых, навыками в применении этих методов и др.

5. Управления обучением продуктивность обучения детерминирована интенсивностью обратных связей в системе обучения, обоснованностью корректирующих воздействий.

6. Стимулирования обучения продуктивность обучения зависит от внутренних и внешних стимулов.

4.3.2. Частные закономерности.

1.Дидактические (содержательно-процессуальные).

1.1.Результаты обучения прямо пропорциональны продолжительности обучения.

1.2. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий, его трудности и сложности;

1.3. Результаты обучения прямо пропорциональны значимости, усваиваемого содержания.

1.4. Результаты обучения зависят от применяемых методов и средств.

1.5. результаты обучения находятся в пропорциональной зависимости от мастерства преподавателя.

2. Гносеологические закономерности

2.1. Результаты обучения прямо пропорциональны умению обучаемых учиться;

2.2. Продуктивность усвоения знаний прямо пропорциональна объему практического применения знаний;

2.3. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности;

2.4. Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.

4.3.3. Психологические закономерности.

3.1. Продуктивность обучения прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

3.2. Продуктивность обучения прямо пропорциональна учебным возможностям обучаемых.

3.3. Продуктивность обучения прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

3.4. Продуктивность обучения прямо пропорциональна количеству и интенсивности тренировочных упражнений (знаний);

3.5. Продуктивность усвоения знаний зависит от уровня развития памяти.

3.6. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала.

3.7. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения.

4.3.4. Социологические закономерности.

4.1.Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

4.2. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.

4.3. Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.

4.4. Эффективность обучения зависит от качества общения педагога и учащегося.

4.5. Престиж учащегося в классе зависит:

4.5.1. позиции, которую он занимает;

4.5.2. роли, которую он исполняет;

4.5.3. академических успехов и достижений;

4.5.4. индивидуальных качеств

4.3.5. Организационные закономерности.

5.1 Эффективность обучения зависит от организации, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, стимулирует познавательную активность.

5.2. Результаты обучения прямо пропорциональны отношению обучаемых к своим учебным обязанностям.

5.3. Результаты обучения прямо пропорциональны работоспособности учащихся.

5.4. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.

5.5. Умственное утомление приводит к торможению деятельности органов чувств (четыре часа учебных занятий снижают порог чувствительности более чем в два раза (Вагер, Блажек)).

5.6. Умственная работоспособность обучаемых зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени суток, времени года, дня недели (М.В. Антропова).

4.4. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения

Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения – это принцип педагогической деятельности.

Образовательная функция состоит в освоении учащимися системы научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность, осознанность прочность и действенность знаний, умений и навыков.

Воспитательная функция - осуществляется и посредством общения учителя с учащимися формирует взгляды, убеждения, качеств личности.

Развивающая функция - обучение может выступать и как средство развития мышления.

1. Ориентированные на психическое развитие

1.1. концепция общего психологического развития (Л. В. Занков),

1.2. концепция развития творческого мышления (З. И. Калмыкова),

1.3. концепция формирования операций мышления (Е. Н. Кабанова-Меллер);

2. Учитывающие личностное развитие

2.1. концепция развивающего обучения (В. В. Давыдов и Б. Д. Эльконин),

2.2. концепция развивающего обучения через совместное творчество (С. А. Смирнов),

2.3. концепция развивающего обучения (Г. А. Цукерман).

При организации обучения педагог осуществляет следующие компоненты:

- постановка целей учебной работы;

- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

- определение содержания, материала подлежащего усвоению учащимися;

- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемого материала;

- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

- регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

- анализ результатов деятельности.

Учебно-познавательная деятельность состоит из следующих компонентов:

- осознание целей и задач обучения;

- развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

- применение знаний на практике и последующее повторение.

4.5. Принципы обучения.

Дидактические принципы – основные положения лежащие в основе содержания, организации методов учебного процесса.

Современной дидактикой выделяются следующие виды принципов.

Сознательности и активности обучаемых – осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.

Наглядности обучения – реализуется через следующие правила:

- наглядные пособия способствуют образованию более отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях;

- понятия и абстрактные положения доходят до сознания легче, если они подкреплены конкретными фактами и примерами;

- наглядные пособия необходимы для учащихся развития внимания, интереса к учению, культуры мышления.

Прочности – прочность усвоения знаний зависит с одной стороны, от содержания и структуры учебного материала, от используемых педагогом методов, от времени обучения, а с другой, определяется отношением самих обучаемых к этому материалу, к процессу обучения и педагогу.

Систематичности и последовательности - учебный процесс должен строиться в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Если систематически не приучать обучаемых логически мыслить, то они постоянно будут испытывать затруднения в своей познавательной деятельности.

Доступности – постепенное наращивание трудности обучения и приучение обучаемых к преодолению трудностей положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество и прочность усвоения знаний.

Научности – учебный процесс должен строиться на основе новейших достижений педагогики, психологии, методики, а в методах преподавания должны быть отражены методы научного познания, развивающие мышление обучаемых, подводя их к поисковой и творческой работе.

Связи теории с практикой – чем больше приобретаемые обучаемыми знания в ключевых моментах взаимодействуют с жизнью, тем выше интерес к обучению и его сознательность.

4.6. Методы обучения.

Метод [64] обучения – это совокупность приемов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающегося, развития его умственных сил, взаимодействия учителя и учащихся, общающихся между собой, а также с природной и общественной средой.

Каждый метод имеет свою структуру, состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами.

Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.

4.6.1. Классификации методов обучения.

Первую классификацию методов обучения по уровню активности учащихся в 60-м гг. XX в., предложил Е.Я. Голант.

• пассивные;

• активные.

по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер.

1. Объяснительно-иллюстративные – педагог предлагает (объясняет, рассказывает, проводит лекции, иллюстрирует, демонстрирует опыты) знания учащимся уже в «готовом виде», а они осуществляют восприятие этих знаний. Формирует у учащихся «знания-узнавания», которые не отличаются надежностью и глубиной;

2. Репродуктивные – преподаватель готовит задания для учащихся, направленные на воспроизведение знаний и способов деятельности. Учащиеся сами активно воспроизводят учебный материал (решают задачи, отвечают на вопросы и пр.) и в результате получают «знания-копии»;

3. Проблемное изложение изучаемого материала – рассматривается как переход от исполнительной к исследовательской деятельности учащихся. Преподаватель ставит проблемные вопросы и показывает путь нахождения ответов на эти вопросы. Метод позволяет ученикам получать «знания – применения», которые осмыслены, закреплены и свободно применяются на практике;

4. Частично-поисковые – предполагает, что учащиеся под руководством учителя самостоятельно добывают новые знания с помощью разнообразных видов учебно-познавательной активности (рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают и т.п.) результатом являются «знания-припоминания», «знания – применения» и «знание-творчество», знания дополненные собственными размышлениями, опытом, выводами;

5. Исследовательские – учащиеся самостоятельно или с помощью учителя формулируют проблему, самостоятельно выбирают средства ее решения и самостоятельно добывают знания. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Характер учебной деятельности отличается интенсивностью, интересом. Этот метод требует значительных затрат времени, усилий учащихся и преподавателей.

по источникам получения знаний Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе.

• словесные;

• наглядные;

• практические.

по дидактическим целям М. А. Данилов и Б. Н. Есипов.

• приобретение новых знаний;

• формирование умений и навыков;

• применения знаний на практике;

• творческой деятельности;

• закрепления;

• проверка и оценка знаний, умений и навыков.

Ю. К. Бабанский предложил следующую классификацию.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные и практические;

- индуктивные и дедуктивные;

- репродуктивные и проблемно-поисковые;

- методы самостоятельной работы;

методы стимулирования и мотивации:

- интереса к учению,

- чувству долга

- ответственности в учении;

методы контроля и самоконтроля:

- устные,

- письменные

- лабораторно-практические.

Традиционная классификация методов обучения.

Словесный Наглядный Практический Работа с книгой Видеометод
Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия Диспут Иллюстрация Демонстрация Наблюдение за учащимися Опыт Упражнение Учебно-производственный труд Чтение Изучение Реферирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление плана конспектирование Просмотр Обучение Упражнение под «контролем» компьютера Контроль

Каждый из методов реализуется через определенные способы.

Эффект методов достигается за счет применения методических приемов.

Средства обучения – наглядные пособия, макеты, модели, технические средства, действия самого педагога и учащихся.

Методика – система адекватных методов, методических приемов, средств и организационных мер.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе следующие: рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии и диспуты, работа с книгой, пример.

Рассказ – последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повседневной форме.

Требования к рассказу:

- логичность, последовательность и доказательность изложения;

- четкость образность, эмоциональность;

- учет возрастных особенностей, том числе и продолжительности (10-15 минут в начальных классах, 30-40 в старших);

- вызывать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа;

- раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

- представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

Объяснение – словесный метод обучения заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук.

Педагогические требования к объяснению:

- точное и четкое формулирование задачи, сути проблемы, вопроса;

- последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

- использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии;

- привлечение ярких примеров;

- обеспечение четкости логики изложения.

Беседа – диалогический метод, при котором учитель путем постановки системы вопросов подводит ученика к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед:

- эвристическая – учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов.

- сообщающая – используется для сообщения новых знаний;

- закрепляющая – применяется после изучения нового материала;

- индивидуальная – вопросы адресуются одному учащемуся;

- фронтальная – вопросы адресуются учащимся всего класса.

Лекция – систематическое, последовательное, монологичесое изложение учебного материала.

Идейному и эмоциональному воздействию лекции способствуют:

- убедительность доказательность аргументов;

- обоснованность и композиционная стройность;

- живое и задушевное слово лектора.

Учебная дискуссия – обмен точками зрения по конкретной проблеме, в ходе нее учитель получает информацию о глубине знаний и особенностях мышления учащихся.

Диспут – метод формирования суждений, оценок, убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности не требует определенных и окончательных решений. Дает возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей.

Работа с книгой включает ряд приемов работы с печатными источниками:

- конспектирование;

- составление плана текста;

- составление тезисов;

- цитирование;

- аннотирование;

- рецензировние;

- составление формально-логической модели (словесно-схематического отражения прочитанного);

- составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений труда разных авторов).

Пример – путем подражания у человека формируются социально-нравственные цели поведения, общественно-сложившиеся способы деятельности.

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся.

Упражнения – метод овладения умениями и навыками


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: