Самостоятельное добывание знаний.
На вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания.
В дальнейшем, учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, выполнения лабораторных и практических заданий и т.п.
У истоков американские ученые Норман Аллисон Краудер (6.04. 1921, 11.05.1998), Беррес Фредерик Снинер (20.03. 1904-18.08.1990), С. Пресси; отечественные ученые П.Я. Галперин, Лев Наумович Ланда (1927-1999)[66], Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923) и др.
Особенности программированного обучения:
- учебный материал делится на порции;
- последовательность шагов в обучении, которые содержат порцию;
- контроль пол завершению каждого шага;
- новые задания и следующий шаг в обучении, если правильно выполнено контрольное задание;
- неправильный ответ – помощь учителя и разъяснение;
- самостоятельная работа учеников в посильном для них темпе;
- фиксированные результаты контроля известны учителям и ученикам:
|
|
- учитель организатор обучения и консультант;
- применение специфических средств – программированные учебные пособия, тренажеры, обучающие машины.
Алгоритмизация обучения. Предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся.
Алгоритм - общепринятое предписание о определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу.
Деятельность учителя по алгоритмизации учащихся, состоит из следующих операций:
- выделить условия, необходимые для осуществления обучающих действий;
- выделить сами обучающие действия;
- определит способ связи обучающихся и учебных действий.
4.9. Современные теории обучения.
Биохевиористическая теория обучения имеет следующие особенности:
1. Процесс обучения – искусство управления стимулами с целью вызова или предотвращения определенных реакций, а процесс учения – совокупность реакций на стимулы и стимульные ситуации.
2. Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся.
3. Сознательная деятельность в процессе обучения объясняется физиологическими процессами, часто подменяется рефлекторной.
Прагматисткая теория обучения имеет следующие особенности:
1. Сводят обучение к расширению личного опыта ученика для того, чтобы он мог как можно лучше приспособиться к существующему общественному строю.
2. Обучение может только способствовать проявлению того, что заложено в человеке от рождения, поэтому цель обучения и воспитания – научить человека жить. Основоположник прагматизма Дж. Дьюи писал, что среда воспитывает, а жизнь учит.
|
|
3. Прагматисты отрицают необходимость формирования систематических знаний, умений и навыков, учителю отводят роль помощника, консультанта.
Экзистенциализм и неотомизм – подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осознания, взаимосвязи закономерностей.
Ассоциативная теорияобучения - оформилась в 17 веке. Ее методологические основы разработаны английским философом просветителем Джоном Локком (29.08.1632-18.10.1704), который предложил термин ассоциация. Окончательное оформление ассоциативная теория получила в классно-урочной системе чешского гуманиста Яна Амоса Коменского (28.03.1952, Южная Моравия -15.11.1670, Амстрдам).
Основные принципы следующие:
- механизмом любого акта учения является ассоциация;
- всякое обучение должно опираться на чувственное познание(наглядность), обогащение сознания обучающихся образами и представлениями;
- наглядные образы важны, т.к. обеспечивают продвижение сознание к обобщениям на основе сравнения;
- основной метод обучения – упражнение;
- восприятие учебного материала должно быть активным и осмысленным;
- осмысливание учебного материала, должно доводиться до понимания внутренних связей.
Теория проблемного обучения – обучение посредством создания учителем проблемных ситуаций для учащихся.
Проблемная ситуация - познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми требованиями.
Деятельность учащихся при проблемном обучении предполагает прохождение следующих этапов:
- выявление проблемы, ее формулировка;
- анализ условий, отделение известного от неизвестного;
- выдвижение гипотез (вариантов) и выбор плана решения (на основе известного способа или поиск принципиально нового);
- реализация плана решения;
- поиск способов проверки правильности действий и результатов.
Теория поэтапного формирования умственных действий разработана Петром Яковлевичем Гальпериным (2.10.1902, г. Тамбов, 25.03.1988, г. Москва) и развиваемая Ниной Федоровной Талызиной (род. 28.12.1923).
Успешность усвоения знаний связана с уяснением учеником ориентировочной основы действий, ознакомлением с процедурой выполнения действий.
Возможность управления процессом научения возрастает, если учащиеся последовательно проходят через взаимосвязанные этапы:
- формирование действия в материальном (с помощью моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций;
- формирование действия по внутренней речи;
- переход действия в глубоко свернутые процессы мышления.
Этапы формирования знаний:
1. Выделяются системы ориентиров и указаний, учет которых необходим для выполнения действий.
2. Обучаемые производят требуемые действия с опорой на внешние образы действий.
3. В результате многократного подкрепления, происходит сокращение действий с опорой на проговаривание и осуществление действий вслух.
4. Исчезает звуковая сторона речи – действия формируются во внутренней речи.
5. Действия формируются в скрытом умственном плане, учащиеся автоматически выполняют отработанные действия.
Теория учебной деятельности Льва Семеновича Выготского (1896-1934) о соотношении обучения и развития, обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых знаний.
Учебная деятельность школьника должна строиться в соответствии со способом изложения научных знаний, восхождения от абстрактного к конкретному (Василий Васильевич Давыдов 31.08.1930-19.03.1998).
У учащихся должны формироваться не знания, а определенные виды деятельности, в которые входят знания.
|
|
4.10. Компоненты обученности.
Обучаемость – способность обучаемость личности овладевать знаниями, заданным содержанием обучения.
Компоненты обучаемости:
- потенциальные возможности – восприимчивость, спсобность к умственному труду, успешность учения;
- фонд действенных знаний;
- обобщенность мышления – комплексный фактор, ответственный за качество познавательного процесса;
- темп усвоения знаний – экономия в обучении, сводится к снижению затрат и повышению темпов, являющихся определяющей характеристикой обученности.
Тема 5. Формы организации учебной деятельности в вузе
Особенности обучения в высшей школе.
– изучаются не основы наук, а сами науки в развитии;
– самостоятельная работа студентов сближена с научно-исследовательской работой преподавателей;
– характерно единство научного и учебного процессов в деятельности преподавателей;
– преподаванию наук свойственна профессионализация.
Принципы обучения в высшей школе.
С. И. Зиновьев, выделил следующие принципы обучения в высшей школе
• научность;
• связь теории с практикой, практического опыта с наукой;
• системность и последовательность в подготовке специалистов;
• сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе;
• соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе;
• сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании;
• доступность научных знаний;
• прочность усвоения знаний.
Основные формы обучения в высшей школе.
Лекция (от лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки[67].
Семинар - (от лат. seminarium - рассадник, переносное — школа), один видов учебных занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей.
Практические занятия (от греч. praktikos) - занимает промежуточное положение между семинаром и лабораторной работой.
|
|
Лабораторное занятие [68] - один из видов самостоятельной практической работы учащихся имеют целью углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования. Включают подготовку необходимых для опыта (эксперимента) приборов, оборудования, реактивов и др., составление схемы-плана опыта, его проведение и описание.
Консультация [69] - один из видов учебных занятий в системе образования и повышения квалификации; проходит, как правило, в форме беседы преподавателя с учащимися и имеет целью расширение и углубление их знаний.
Практика по избранной специальности – применение и закрепление учащимися полученных в процессе обучения теоретических знаний на предприятиях и т.п.
Коллоквиум (лат. colloquium- разговор, беседа) - проводимый по инициативе преподавателя промежуточный мини-экзамен в середине семестра, имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен и оценить текущий уровень знаний студентов. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене.
Зачет - форма проверки, выясняющая степень познаний студента в каком-нибудь предмете, удостоверяющая удовлетворительные познания студента по какому-н. предмету в высшей школе
Экзамен - (от лат. exāmen — исследование, испытание) — одна форм проверки знаний и умений по какому-либо учебному предмету.
Лекционно-семинарская система в используется в практике профессиональной подготовки (студентов, слушателей системы повышения квалификации), т. е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и, прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания.
В последние годы элементы лекционно-семинарской системы начинают использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с классно-урочной системой.
1. Формы аудиторной учебной деятельности в вузе
Ведущей формой обучения в вузе является лекция.
Лекция (от лат. lection – чтение) появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем – в Средние века.
Лекция, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, чтобы связать его с новым материалом, в конце лекции подводится итог.
Основные требования к лекции:
– научность и информативность (современный научный уровень);
– доказательность и аргументированность, наличие убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;
– эмоциональность при изложении учебного материала;
– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;
– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;
– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.
Виды лекций:
вводная – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;
информационная – традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;
обзорно-повторительная – читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;
завершающая – не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.
Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.
Формы практических занятий:
- семинары
- лабораторные работы,
- практикумы.
Цели практических занятий:
• углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях;
• содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;
• развивать научное мышление и речь;
• контролировать процесс усвоения знаний студентами.
Семинарские занятия Слово «семинар» происходит (от лат. seminarium – «рассадник»). Такое название семинар получил от своей функции «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в их сознании, делающих их способными к самостоятельным суждениям, воспроизведению и углублению полученных знаний.
Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов,
Главная цель семинарских занятий – овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
Задачи семинарских занятиях:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- овладение профессиональной терминологией;
- приобретение навыков оперирования понятиями, определениями;
- овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач;
- отстаивание своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль знаний.
Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения, обеспечивает контроль за усвоением знаний и развивает научное мышление у студентов.
Лабораторные работы.
(от лат. labor – «работа», «труд»).
Функции лабораторных работ:
- формированию конкретных умений, навыков,
- активизирует мыслительную деятельность студентов,
- вооружает их методами практической работы,
- стимулирует углубленную самостоятельную работу.
Практикумы.
Функции практикума:
- углубления знаний,
- становления умений и навыков,
- способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний,
- также стимулирует познавательную деятельность студентов.
Этапы практикума:
1. Объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;
2. Инструктаж по технике безопасности;
3. Пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;
4. Выполнение работы каждым студентом самостоятельно;
5. Контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.
Конференция – позволяющая студентам обсуждать научные проблемы и заранее подготовленные выступления.
Тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) – форма обучения, направленная на развитие умений, навыков и социальных установок.
Все формы обучения призваны выполнять основные педагогические функции: обучающую, воспитательную, развивающую.
2. Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще – в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.
В самостоятельной работы:
- подготовка к лекциям,
- семинарам,
- лабораторным работам,
- зачетам,
- экзаменам;
- выполнение рефератов,
- заданий,
- курсовых работ и проектов,
- выполнение выпускной квалификационной работы.
Самостоятельная работа способствует:
- углублению и расширению знаний;
- формированию интереса к познавательной деятельности;
- овладению приемами процесса познания;
- развитию познавательных способностей.
Условия успешного выполнение самостоятельной работы:
– мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует);
– четкая постановка познавательных задач;
– владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы;
– четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;
– предоставление консультационной помощи студенту;
– четкие критерии оценки, отчетности и т. д.;
– использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).