Частично поисковый и исследовательские методы обучения

Для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на: проблемное изложение; частично-поисковые методы; исследовательские методы. 1) В методе проблемного изложения самостоятельная поисковая деятельность учащегося, по существу, отсутствует, хотя его можно отнести к эвристическим, так как его применение приводит к тому, что вместо заучивания трудного материала ребята участвуют в процессе познания, проникая во все более сложные явления и постигая их взаимосвязи. 2) Частично-поисковые методы позволяют на практике создать условия для развития познавательных способностей, интереса, мотивации и др. Например, одним из частично-поисковых методов является эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, которая предполагает самостоятельный поиск учеником новых знаний. Поиск может быть значительно увеличен при предложении учащимся проблемных поисковых заданий, сложность которых может быть различной. В условиях частично-поискового метода самостоятельная поисковая деятельность учащихся может быть индивидуальной или проходить в сотрудничестве (в малых группах), задания могут быть одинаковыми для всех учащихся или дифференцированными. 3) Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. В классах с различным уровнем знаний учеников применять на уроке исследовательский метод в его классическом варианте можно крайне редко. При выборе того или иного метода (формы) обучения полезно провести его анализ по следующим параметрам: цель; сущность; деятельность учителя; деятельность учащегося; возможность применения; достоинства; недостатки и трудности принципиального характера. Проведение анализа по этому алгоритму поможет лучше разобраться в специфике метода и поэтому более точно находить его место на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: