double arrow

ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Задачи


ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ И МАТЕРИИ

Задачи

1. Какое содержание вкладывается современной философией в по­
нятие «бытие»? В каком из приведенных ниже суждений дается правиль­
ное определение его понятия:

а) бытие - это Вселенная;

б) в содержание понятия «бытие» входит природа и общество;

в) бытие - это материя. Эти понятия тождественны;

г) бытие - это только природа;

д) бытие включает в себя все существующее, т.е. и материю, и соз­
нание;

е) бытие - это все, что существует объективно;

ж) бытие - это материя, ее свойства и проявления;

з) бытие - это все то, что существовало в прошлом и существует
сейчас?

2. «Бытие есть все то, что существует: это и материальные вещи, и
процессы, и свойства, и связи, и отношения. Даже плоды самой буйной
фантазии, сказки, мифы, да и бред больного существует как духовная ре­
альность. Следовательно, бытие охватывает и материальное, и духовное.
Оно есть, таким образом, нечто реально сущее» (Спиркин, А. Г. Основы
философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 93).

Если принять такое определение понятия бытия, то какое понятие будет его противоположностью?

3. Онтология изучает:

а) происхождение и длительность (границы) бытия;

б) структуру (виды, формы, сферы и их соотношение) бытия;

в) движение и развитие бытия;

г) субстанцию бытия;

д) фундаментальные законы бытия.

Продолжите перечисление важнейших проблем и основных вопро­сов онтологии (назовите не менее 5).

4. Какие из приведенных ниже определений материи являются фи­
лософскими:

а) материя - это все то, что обладает массой или энергией;

б) материя есть все состоящее из атомов;

в) материя - это вещество, поле и вакуум;

г) материя - это объективная реальность, данная нам в ощущениях;

д) материя - это инобытие абсолютной идеи;

е) материя - это конечная субстанция, первооснова всего сущест­
вующего;

ж) материя есть постоянная возможность ощущений?


5. Один из студентов на семинарском занятии утверждал, что элек­
троны, ядро Земли, черные дыры не являются материальными объектами,
т.к. они не даны человеку в его ощущениях. В чем ошибочность такого
вывода? Как следует понимать «данность в ощущении»?

6. В каком отношении находятся между собой понятия «движе­
ние», «развитие», «изменение»? Можно ли утверждать, например, что вся­
кое движение есть развитие? Всякое изменение - это развитие?

7. Как вы понимаете выражение: «Движение абсолютно, а покой
относителен»?

8. Философы элейской школы, анализируя природу движения, при­
ходили к такому парадоксу: для того чтобы тело могло двигаться, нужна
пустота. Но что такое пустота? Это то, что существует, но не имеет ника­
ких свойств и никак себя не проявляет. Если пустота и существует, то по­
знать ее нельзя, ибо она есть ничто, не содержит в себе никакого бытия.
Значит, пустота - это нечто существующее и в то же время не сущест­
вующее. Таким образом, допущение о существовании движения приводит
к логическому противоречию.

Найдите ошибку в этом рассуждении.

9. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Но время как таковое не дано нам в ощущениях. Следовательно, время как
таковое нематериально.

Верно ли это рассуждение? Если нет, то в чем ошибка?

10. «...Пространство и время материальны, ибо они не есть нечто ду­
ховное, сознательное, а все, что не есть сознание, есть материя, но их за­
труднительно считать материей, ибо последняя должна отличаться от них
как от «форм» своего существования...» (Нарский, И. С. Диалектическое
противоречие и логика познания / И. С. Нарский. - М., 1969. - С. 33).

Сформулируйте проблему, поставленную автором этого высказыва­ния. Насколько она правомерна? Согласны ли вы с решением, предложен­ным И. С. Нарским?

11. Определите, к каким философским направлениям относятся при­
веденные ниже суждения о пространстве и времени:

а) пространство и время суть формы бытия мирового разума;

б) пространство и время суть объективные формы существования
материи;

в) пространство и время - это формы нашего восприятия;

г) пространство и время суть независимые от материи субстанции.

12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассужда­
ет так: поскольку мир един, то и законы его развития должны везде дей­
ствовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во
Вселенной должны быть похожими друг на друга. Согласны ли вы с та­
ким выводом?


ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Задачи

1. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «раз­
вития». Укажите, какие признаки в этих определениях совпадают, а в ка­
ких признаках философы расходятся:

а) «Развитие - это направленные, необратимые качественные измене­
ния системы (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алек­
сеев, А. В. Панин. - М., 1987. - С. 190);

б) «Развитие... есть изменение от простого к сложному, от низшего к
высшему, и не как исключение, а как общее правило» (Фурман, А. Е. Диа­
лектическая концепция развития в современной биологии / А. Е. Фурман. -
М., 1974.-С. 198);

в) «Если категория движения отражает атрибутивное свойство изме­
няемости материи, то категория развития отражает атрибутивное свойство
прогрессивной однонаправленности материи» (Фадеев, Е. Т. Космонавти­
ка и общество / Е. Т. Фадеев. - М., 1970. - С. 21);

г) «...Развитие... специфический способ движения материи, сущест­
венные особенности которого выражаются тремя основными законами
диалектики» (Рузавин, Г. И. О соотношении категорий «движение», «раз­
витие» и «прогресс» / Г. И. Рузавин // Филос. науки. - 1980. - № 1. - С. 56);

д) «Под развитием понимаются устойчивые изменения качественно­
го состояния систем, связанные с переходом к новому уровню целостно­
сти и с сохранением их эволюционных возможностей» (Миклин, А. М. Ка­
тегория «развития» в марксистской диалектике / А. М. Миклин, В. А. По­
дольский. - М., 1980. - С. 40);

е) «В существовании развитие является движением вперед от несо­
вершенного к более совершенному» (Гегель, Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - М.,
1955.-Т. 8.-С. 54).

2. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс»
и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие -
это прогрессивный процесс?

3. Существуют ли общие критерии прогрессивного развития для
живой и неживой природы, а также для общества?

4. На семинарском занятии один студент заявил, что тезис о всеоб­
щей связи явлений не соответствует действительности. Он привел при
этом следующий аргумент: как связано мое выступление на семинаре с
приходом судна в Марсельский порт или взрывом сверхновой звезды в
глубинах Вселенной, свет которой дойдет до нас через несколько сот лет,
как связаны между собой дорожное происшествие с падением курса акций
на Лондонской бирже? Что бы вы ответили студенту?

5. Каково соотношение понятий «связь» и «отношение»? Всякая ли
связь есть отношение? Всякое ли отношение есть связь? Какими свойст-


вами должно обладать отношение, чтобы быть связью? Является ли отно­шением такая связь: А никак не связано с Б?

6. «Исследование колец деревьев вскоре показало, что деревья рас­
тут быстрее в годы максимума солнечных пятен, цены на пшеницу пони­
жаются, свидетельствуя об обильном урожае... Еще более странным пред­
ставляется грубое совпадение максимума солнечных пятен с французской
и русскими революциями, обеими мировыми войнами и корейским кон­
фликтом» (Корлисе, У. Загадки Вселенной / У. Корлисе. - М., 1970. -
С. 114). Означают ли факты, приведенные в этих примерах, наличие связи
между явлениями?

7. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «ка­
чество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расхо­
дятся:

а) «Качество представляет собой целостную характеристику функ­
ционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и
внешней определенности, относительной устойчивости» (Спиркин, А. Г.
Основы философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 234);

б) «Качество - это система важнейших необходимых свойств пред­
метов» (Алексеев, П. В. Диалектический материализм / П. В. Алексеев,

A. В. Панин. - М.,1987. - С. 231);

в) «Качество - это свойство, отличающее предмет в данном отноше­
нии. В разных отношениях вещь обладает разными качествами» (Дмитри-
енко, В. А. Сборник упражнений по диалектическому материализму /

B. А. Дмитриенко, В. Н. Сагатовский, Ф. А. Селиванов. - Томск, 1967. -

C. 37);

г) «Качество» - это философская категория, обозначающая какую-
либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его
признак в процессах сравнения с другими предметами» (Лукьянов, И. Ф.
Сущность категории «свойства» / И. Ф. Лукьянов. - М., 1982. - С. 64-65).

8. Могут ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две
разные вещи иметь одно и то же качество?

9. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «ко­
личество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?

а) Количество — это... безразличная к бытию, внешняя ему опреде­
ленность» (Гегель, Г. В. Ф. Соч. : в 14 т. - М., 1955. - Т. 1. - С. 228);

б) «Количество - объективная определенность качественно одно­
родных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте,
со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филосовская энцикло­
педия. - М., 1990. - Т. 2. - С. 552);

в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение
предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество,
класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин, А. Г. Ос­
новы философии / А. Г. Спиркин. - М., 1988. - С. 236).


10. Древнегреческие философы сформулировали ряд парадоксов,
которые известны как парадоксы о куче камней и лысом человеке. Сколь­
ко камней составляют кучу? Сколько волос должен потерять человек, что­
бы стать лысым? Как интерпретировать подобные парадоксы с точки зре­
ния закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

11. В чем различие между понятиями «противоположность» и «про­
тиворечие»? Всякая ли противоположность является диалектической?
Всякое ли противоречие является диалектическим?

12. Известный специалист в области кибернетики С. Бир, рассмат­
ривая проблему парадоксальных дихотомий, таких как, например, поря­
док-хаос, добро-зло, часть-целое и т.д., задает вопрос, почему эти проти­
воположности играют столь значительную роль в мире: «Почему на всей
истории человеческой мысли они оставили неизгладимый след, почему
эти парадоксы до сих пор остаются предметом споров?»

Ответ на этот вопрос Бир ищет в анализе работы мозга: «...Мозг -наша машина для восприятия реального мира - представляет собой сеть нейронов, принимающих всего два состояния. Наверняка, можно было бы показать, что операции такой машины неизбежно приводят к дихотомиза-ции результатов. Если это так, то возникает еще одна проблема... Эта про­блема заключается в следующем: является ли реальный мир таким, каким мы его воспринимаем, в силу того что на мозг наложены ограничения, обусловленные его принципиально двоичной структурой, или же такое построение мозга, наоборот, объясняется тем, что он наилучшим образом приспособлен к постижению принципиально двоичной структуры реаль­ности» (Бир, С. Кибернетика и управление производством / С. Бир. - М., 1965. - С. 306-307). Как вы думаете, какой из двух намеченных Биром от­ветов на последний вопрос будет верным. Почему?

13. Укажите, каково отношение между понятиями «диалектическое
противоречие» и «формально-логическое противоречие»: полное совпаде­
ние, частичное совпадение, несовпадение.

«Перед конструкторами всего мира всегда стоит извечная трудно разрешимая задача - соединить в боевом самолете четыре качества: высо­ту, дальность и вооружение, а для истребителей еще и маневренность. Мощное оружие - это, прежде всего, увеличение веса. Для сохранения ма­невренности при утяжелении самолета необходимо увеличение площади крыла, что влечет уменьшение скорости. Для увеличения скорости требу­ется более мощный, а следовательно, более тяжелый двигатель. А даль­ность требует большего запаса топлива. Как видно, все улучшения, в кон­це концов, приводят к увеличению веса самолета» (Яковлев, А. С. Цель жизни / А. С. Яковлев. - М., 1967. - С. 337). Интерпретируйте эту конст­рукторскую проблему с помощью категорий закона единства и борьбы противоположностей.


14. Почему развитие невозможно без отрицания? Укажите, в чем
сходство и различие понятий «отрицание» в диалектике, формальной ло­
гике и математике?

15. Известный английский драматург Бернард Шоу выступил с ре­
чью на чествовании Альберта Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с
религией. Отличие науки от религии, по словам Шоу, состоит в том, что
религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права. Наука же
всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив
при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Ке­
плер доказал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель не­
прав. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Львов, В. Эйнштейн /
В. Львов. - М., 1959. - С. 115). Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи
не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять
строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строит­
ся небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору. Дайте
философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу
и А. Эйнштейна.

16. Можно ли повторяемость свойств химических элементов, кото­
рая выражена в периодической системе элементов Д. И. Менделеева, рас­
сматривать как проявление закона отрицания отрицания? Аргументируйте
свой ответ.

17. Может ли одна и та же сущность иметь различные проявления?
Может ли одно и то же явление иметь разные сущности? Приведите при­
меры.

18. Выделите сущность и явление в следующих примерах: горение
электрической лампы; заболевание человека гриппом; восстание Е. Пуга­
чева; инфляция; атомный взрыв.

19. Дайте характеристику приведенным ниже явлениям с точки зре­
ния категорий единичного, особенного и всеобщего:

а) материя; е) тополь, посаженный Ю. Гагариным;

б) Вселенная; ж) выдающаяся личность;

в) Марс; з) кольца Сатурна;

г) тополь; и) культ личности;

д) Бородинское сражение; к) Южный полюс.

20.

На одном единичном консилиуме возник спор по вопросу о мето­
де лечения больного. Один из участников спора - лечащий врач-практик -
в ответ на рекомендации академика сказал: «Вы - теоретик, вы думаете,
что болезни существуют реально так, как вы описываете их в своих моно­
графиях и диссертациях. Но реально существуют не болезни, а больные
люди, каждый из которых болен своей болезнью, непохожей на миллионы
других. Его болезнь обусловлена и спецификой организма, и генотипом, и
условиями жизни, и множеством других обстоятельств, коих учесть теория не в состоянии. А без учета всего этого теоретические наставления не только бесполезны, но даже вредны». В чем прав, а в чем неправ врач-практик? Представители какого философского направления могли бы со­гласиться с его исходными принципами?

21. В небольшом поселке Озерный было совершено преступление.
Некто Хижняк из ревности нанес ножевую рану Рыжову. Хотя рана не бы­
ла смертельной, но пострадавший потерял много крови. Когда он был дос­
тавлен в сельскую больницу, то там не оказалось необходимой для пере­
ливания группы крови. Ввиду нелетной погоды и бездорожья доставить
кровь необходимой группы вовремя не удалось, и пострадавший, несмотря
на усилия врачей, скончался. В ходе судебного разбирательства прокурор
обвинил Хижняка в убийстве. Адвокат утверждал, что в действиях обви­
няемого не содержалось всех необходимых и достаточных условий для
наступления смерти Рыжова, т.к. рана не была смертельной и в случае
летной погоды или при наличии в сельской больнице крови требуемой
группы пострадавший, безусловно, был бы спасен. Дайте анализ ситуации
с помощью категорий причины и следствия. Кто, по вашему мнению,
ближе к истине: прокурор или адвокат?

22. В своей книге «Сумма технологии» С. Лем утверждает, что стра­
тегия науки носит случайный, вероятностный характер. Открытия науки
непредсказуемы, случайны, подобно мутациям генотипа. Сопоставьте это
утверждение с приведенными ниже описаниями истории научных откры­
тий. Проанализируйте процессы открытий с точки зрения категорий необ­
ходимости и случайности:

а) в 1895 г. Рентген ставил опыты с трубкой Крукса, которую он на­
крывал футляром из черного картона. Случайно на столе оказался лист бу­
маги, покрытый платиносинероидным барием. Пропустив ток через труб­
ку, Рентген заметил, что бумага люминесцирует. Он предположил, что это
явление вызывается неизвестными лучами. Так были открыты Х-лучи;

б) спустя несколько месяцев после открытия Рентгена французский
ученый А. Беккерель решил узнать, не испускают ли X-лучи обычные те­
ла, фосфорисцирующие после освещения. Освещая солнечным светом
пластинки, покрытые солями урана, Беккерель затем заворачивал их в
черную бумагу и оставлял рядом с фотокассетами, надеясь, что Х-лучи
пройдут сквозь бумагу и оставят след на фотопластинке. И действительно,
пластинка потемнела. Беккерель решил повторить опыт. Но стояла пас­
мурная погода, и ему пришлось отложить опыт. Дождавшись солнечного
дня, он достал соли урана для того, чтобы осветить их, и обнаружил, что
фотопластинки потемнели, как и прежде, хотя соли не освещались солн­
цем. Так было открыто радиоактивное излучение;

в) Л. Пастер, проводя один из своих опытов, за неимением свежей
культуры холеры привил курице несвежую культуру. И курица неожидан­
но выздоровела. Так, случай помог Пастеру открыть метод вакцинации;


г) в 1928 г. А. Флеминг, перебирая коллекцию культур различных микробов, случайно обнаружил, что в одной из чашек, где в питательном бульоне росли стафилококки, образовалась свободная зона. Флеминг за­интересовался этим явлением. Так были открыты антибиотики.

23. Тренер одной футбольной команды так оправдывал постоянные
неудачи своих подопечных: «Во всех без исключения матчах мы должны
были выиграть, но каждый раз нелепая случайность лишала нас победы».

Нет ли в этом объяснении тренера философской ошибки?

24. Известный русский лингвист К. Щерба придумал фразу, которая,
как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет никакого
содержания: «Глокая куздра штеко будланула кудлатого бокра».

Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишен­ной всякого содержания?

25. Приведите примеры из области науки, политики и культуры, ко­
торые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности
используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать
различную форму.

26. Определите, какие из приведенных ниже явлений формально
возможны, реально возможны, невозможны:

а) создан вечный двигатель;

б) из зерна пшеницы вырастет дуб;

в) найдено доказательство «великой теоремы» Ферма;

г) создана мыслящая машина;

д) заключено соглашение о запрещении ядерного оружия;

е) в стоящем на раскаленной плите чайнике вода замерзла.
Аргументируйте свой ответ.

27. Существует выражение: в мышлении все возможно. Так ли это?
Нет ли таких явлений, объектов, которые невозможны даже в мышлении,
которые невозможно было бы понять, представить, вообразить? Можно ли
к числу таких объектов отнести: круглый квадрат, многомерное простран­
ство, конечную, но безграничную Вселенную, самое большое число и т.д.?

28. В науке и технике существуют такие термины: техническая воз­
можность, принципиальная возможность, теоретическая возможность,
практическая возможность. Переведите эти термины на язык философских
категорий.


Сейчас читают про: