double arrow

Типы шкал


С.С. Стивенс предложил четыре типа шкал, которые, по его мнению, вполне удовлетворяют потребности измерений в психологии.

1. Шкала наименований (номинативная, номинальная). Получается приписыванием объекту любого отличительного знака. При «измерениях» на этом уровне редко используются числа. Здесь важно установить подобие или различие объектов относительно какого-либо признака, т.е. качественную однородность признака. Категории обозначаются вербально, они имеют имена. Главная тенденция – модальная величина. Пример: мужской и женский пол.

2. Шкала порядка (ординарная, ранговая).Объекты можно упорядочить по степени выраженности какого-нибудь признака.Указывает лишь последовательность носителей признака и направление выраженности признака. Дает возможность провести градацию. Шкала оценок порядковая, т.к. интервалы между отдельными ступенями, например, 5-балльной системы, в целом не отражают разрыва между реальными результатами. Пример: Ученик А в данном классе лучше ученика Б, а этот, в свою очередь, лучше ученика В. Если действовать корректно, то на основании отметок вычислять среднюю арифметическую нельзя. Главная тенденция – медиана (средняя величина).

3. Шкала интервалов.В этой шкале можно говорить не только что А больше В, но и на сколько больше. Имеет равные расстояния между делениями, они равноудалены друг от друга; и тем не мене мы не можем установить пропорций (соотношений) с помощью значений этой шкалы (температура 50 градусов не выше температуры в 25 градусов). Точка отсчета и в тщательно сконструированных и стандартизированных тестах интеллекта устанавливается произвольно (и в отличие от температуры абсолютная точка отсчета неизвестна, даже если не решена ни одна задача, мы не можем утверждать, что умственное развитие испытуемого равно нулю). Главная тенденция – средняя арифметическая.

4. Шкала отношений (пропорций, равных отношений).В ней значения шкалы не только равны, но и соотнесены также с естественной и непроизвольно выбранной точкой отсчета (т.е. значению «0» соответствует также величина признака «0»). В сфере общественных наук. Главная тенденция – средняя арифметическая и средняя геометрическая).

Планирование исследования

Исследовательская программаэто детализированная схема исследования, которая раскрывает логику перехода теоретического осмысления проблемы к ее практическому изучению с включением полученных результатов в систему научного знания.

Этапы исследовательской программы базируются на структуре научного исследования и отображают его логику.

Планирование исследования позволяет

составить логическую и хронологическую схему эксперимента,

определить состав и количество испытуемых или число измерений,

разработать план математической обработки.

Отбор испытуемых должен быть продиктован и задачей, и методикой эксперимента.


Сейчас читают про: