Социально-педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи индивидам (прежде всего детям и молодёжи) в процессе их социализации, социального развития, освоения социальных норм и ценностей; на создание условий для их самореализации в обществе. Социальные педагоги, психологии.
Агентами социализации выступают родители, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, СМИ, субкультура.
Основные достижения отечественной социально-педагогической мысли в 30-х годах 20вв.
Переход от христианского воспитания к социальному (политехнизация школы, ориентированная на нужды общества), потом – к «коммунистическому». Ориентация на партийность и классовый подход, ориентация образования и воспитания на коммунистическую идеологию, партийно-классовое мировоззрение. Ведущая роль государства и Компартии в процессе становления «нового человека».
2 направления:
1) Социологизаторское (Крупская, Крупенина, Калашников) – в воспитании исходили из интересов общества; дети – будущие «винтики» в летящем к коммунизму паровозе. Цель воспитания оправдывает и обусловливает его средства.
|
|
2) Гуманистическое (Макаренко, Блонский, Шацкий, Иорданский) – отстаивали интересы ребёнка и ценность развивающей его среды. Исходить из индивидуальности ребёнка и его интересов. Их идеи не нашли одобрения до 80-90х гг.
Понятие человек, индивидуум, личность, индивидуальность.
Человек – биосоциальное существо, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Любой, обобщённый представитель данного рода.
Индивидуум – конкретная особь человеческого рода, единичный представитель вида.
Личность – социальный образ человека и его внутренний облик; набор социокультурных ролей, ценностных ориентаций, целей, мировоззрений и пр. Совокупность врождённых и приобретённых свойств. Не каждый человек является личностью!
Индивидуальность – самобытность, неповторимость, оригинальность индивида; качества, которыми он отличается от других людей.
Факторы развития личности и их влияние на социализацию человека.
1) Внутренние: генетические, биологические и физиологические – наследственность, врождённые и приобретённые анатомо-физиологические и психические особенности.
2) Внешние: природные – физическая среда, климат, географическое положение страны); социальные – государство, экономика, религия, политика, сфера образования и культуры; этническая и региональная принадлежность; семья, СМИ, окружение, производственные и общественные организации.