Учёные определяют по-разному:
1) Люди, нуждающиеся в налаживании связей с обществом, в успешном социальном развитии.
2) Взаимодействие человека и социальной среды.
3) Социальное развитие человека (развитие в социуме).
4) Социальное воспитание личности и исследование воспитательных сил общества.
5) Закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений.
Взаимосвязь социальной педагогики с другими отраслями научного знания.
Связи: общая педагогика, исправительно-трудовая педагогика, социальная работа, социальная философия, коррекционная педагогика, социальная психология, социология, конфликтология, политология.
Пользуется материалами этики, эстетики, экономики, культурологи, медицины и пр
Сущность системы принципов в социальной педагогики и особенности реализации ее требований.
Общефилософские принципы (детерминизма, отражения, диалектики); принципы общественных наук (историзма, социальной обусловленности, социальной значимости) +
|
|
Специфические принципы социальной педагогики:
- Целостности: связывать социальное воспитание с другими факторами развития, объединять все условия, обеспечивающие эффективность соц. развития личности.
- Природосообразности: учёт возрастных, половых, индивидуальных особенностей, здоровья, физиологического и психического статуса; опора на положительные качества.
- Гуманизма: признание самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие способностей, человечное отношение.
- Культуросообразности: учёт норм общечеловеческих, национальных и конфессиональных ценностей, традиций; воспитание с позиций этики и эстетики, приобщение к разным культурам: физической, политической, духовной, сексуальной и пр.
- Диалога: перекличка культур разных поколений, интерактивное взаимодействие участников (педагога и воспитанников)
Социально-педагогический процесс, его сущность и назначение.
Социально-педагогический процесс – процесс социализации (ресоциализации) индивида в результате целенаправленного взаимодействия соц.педагога и воспитуемого.
Социализация – усвоение и воспроизведение системы знаний, норм и ценностей, принятых в данном обществе.
Назначение – развитие социокультурных способностей (интеллектуальных, коммуникативных, организаторских, эстетических, физических, трудовых и пр.) для становления человека полноценным членом общества и его самореализация.