double arrow

Известные философы и педагоги о социальной обусловленности воспитания и обучения


Суть воспитания – формирование добродетелей (Русь) + просвещение (Запад). С Екатерины II – развитие ума, тела и духа. Хранитель общечеловеческих ценностей – религия.

Дюркгейм: воспитание = социализация, приближение к «эталону человека».

Парсонс: социализация = усвоение культурных норм общества, в котором родился.

Дарендорф, Лэнгтон: социализация = интеграция в систему социальных ролей.

Роджерс, Маслоу: социализация = самореализация.

Ушинский, Толстой, Достоевский: человек – продукт среды и окружения. Воспитанными, нравственными и образованными не рождаются, а становятся, так же, как не рождаются бандитами, проститутками. Гением может стать ребёнок из любого соц.слоя.

Характеристика основных этапов социально-педагогического процесса.

= Фазы социализации(?):

1) Социальная адаптация = осознание себя частью общества, в котором живёт. Освоение социальных норм и ценностей, Приспособление к условиям среды, ролевым функциям, социальным группам и институтам. «Быть как все», раствориться в социальном пространстве. Импринтинг (до 1г.), неосознанная социализация (1-3г.), подражание и внушение (3-5), познание мира (6-10), поиск дружбы, коллективных связей, размышление (10-13). Социальными педагогами выступают родители, воспитатели, учителя.

2) Социальная автономизация (=эндериоризация). До 18-20 лет. Максимальная персонализация, индивидуализация, обособление. Подростковый возраст. Усвоение внешних норм культуры как внутренних потребностей, собственных норм; отбор личностно значимых социальных целей, ценностей, интересов, способов поведения, профориентация. = Обретение индивидуальности, не ломая связей с социумом. Нужен социальный педагог.

3) Социальная интеграция –осознанное включение социальных норм и ценностей во внутренний мир, заявление о своей принадлежности общностям, определение приоритетов.Вхождениев группу, если у окружающих есть потребность одобрить, принять, культивировать часть индивидуальных свойств личности. Социальный опыт, связи для успешности своего бытия.

Поскольку на протяжении жизни личность входит в разные социальные группы, то она многократно проходит все три фазы социализации. В одних группах адаптируется и интегрируется, в других – нет.


Сейчас читают про: