Детcкое музыкальное воспитание в России в XIX веке

Первая половина XIX в. – годы развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Общеполитические противоречия сказались на воспитании, где официальная педагогика выступила против гуманистической и демократически-народной педагогики Белинского, Герцена, их единомышленников. Обостряется борьба разных тенденций, отразившихся на содержании и методах обучения, его организации, постановки образования. С одной стороны, стремление ограничения образования в широких массах, с другой – рост промышленности требовал расширения рамок общеобразовательной системы (для широких слоев населения, в отношении самого содержания образования).

Существовало две образовательные системы: система элементарного образования (3-4 года, в лучшем случае – 5-6 годичное двухклассное училище); высшее начальное училище, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии, а для девочек, с пониженным объемом знаний – женские гимназии, институты благородных девиц, епархиальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, уставы школ на протяжении всего столетия не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов, предлагали начальству позаботиться о преподавании музыки и других искусств «по мере возможности».

Петербургское училище ордена святой Екатерины. Восемь основных классов (с 10 до 17 лет), ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано, хоровое пение – светское и духовное. Обучение с первого года проводилось с применением нот (предварительно получали домашнюю подготовку). Репертуар был разнообразен (русских и зарубежные композиторы, в старших классах исполняли и оперные хоры). Духовное пение использовалось в старших классах (4-5), параллельно со светским, также по одному разу в неделю (задача – подготовка к богослужениям). Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса по одному часу в неделю. Преподавалась гимнастика (под музыку) и по одному часу танцы (с аккомпаниатором) (салонные и старинные – полонез, менуэт, гавот). Музыка звучала всюду: пение, игра на фортепиано, танцы, гимнастика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: