Лекция 7. Фортепианное обучение как художественно-воспитательная дисциплина

План

1. Фортепианное обучение как составная часть художественного воспитания

2. Индивидуальность ученика и искусство педагога

3. Опыт обучения детей дошкольного возраста

Фортепианное обучение - одна из конкретных художественно-воспитательных дисциплин. Каково назначение эстетического воспитания? Каков истинный смысл воспитания, осуществляемого при помощи художественно-творческой деятельности? Как осуществлять процесс обучения игре на фортепиано?

У педагога в сфере художественного воспитания надежный помощник – сама природа ребенка. Никакому другому возрасту не свойственны та пылкая безграничная фантазия, та яркая и горячая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает подросток. Он должен просто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности; уважать в педагоге того, кто помогает ему в постоянном совершенствовании этой деятельности. Постепенно педагогу следует нацеливать своих воспитанников на то, чтобы они сами активно участвовали в этом совершенствовании.

Чему необходимо научить детей в процессе осваивания техники игры на музыкальном инструменте?

1. Научить чувствовать радость творческой активности. Уроки должны приносить учащимся радость. Лишь работая с охотой, можно успешно рассчитывать на успешное развитие своих способностей. Нужно любить и хотеть музицировать (в данном случае речь идет об игре на фортепиано) – иначе обучение не оправдает своего назначения.

Действия педагога:

А. не перегружать своих учащихся многочисленными и сложными заданиями, которые лишь утомляют учащегося и ведут к потере желания работать. Он скорее оставит ему некоторую возможность к собственному спонтанному музыкальному самопроявлению.

Б. внимательное и бережное ведение ученика посредством:

- понятного преподнесения учебного материала;

- показами учителя, терпеливыми объяснениями;

- использованием сравнений и конкретных примеров, с поощрением, с исправлением ошибок.

Для этого недостаточно, чтобы преподаватель музыки был не просто хорошим специалистом. Он должен быть хорошим педагогом и психологом, должен знать особенности детей в зависимости от их возраста и характера. Интересоваться, что и как они изучают в общеобразовательной школе и по другим музыкальным дисциплинам.

2. Любое обучение в той или иной степени обращается к умственным способностям учащихся. Как оно осуществляется?

Требования к детскому мышлению:

- вводятся новые элементы (различные виды удара, более сложные ритмы, дифференцированная динамика, педализация и агогика);

- усложняется нотное письмо в связи с появлением новых тональностей, новых знаков и итальянских обозначений.

Разучиваемые композиции удлиняются и усложняются как с точки зрения формы, так и в отношении гармонии. Следует побуждать учащихся мыслить самостоятельно и выполнять простейшие задания (определение тональности и размера, нахождение рудных мест и способа разучивания и более сложные – вплоть до анализа формы и гармонии, самостоятельного выбора аппликатуры или педализации).

3. Требования, предъявляемые к детскому мышлению, тесно взаимосвязаны с развитием и тренировкой памяти. Заучивание наизусть происходит не механически, а систематически (определенные места в композиции, запоминать их при помощи сравнения с такими же или аналогичными местами, либо на основе анализа формы или гармонии). Преподавателю важно при этом стараться укреплять как раз наименее развитые компоненты памяти.

4. Обучение игре на инструменте предъявляет исключительно высокие требования к укреплениюдетской воли.

5. С момента прикосновения ребенка к инструменту необходимо развивать у него способность концентрироваться (учить «слушать тишину», развивать слуховое воображение, прививать способность контролировать слухом реализацию внутренних музыкальных переживаний в игре на фортепиано).

6. Культивирование эмоциональной сферы. Вначале ребенок повторяет все за преподавателем, точно воспроизводит, например, указанную в нотах динамику. Затем начинает привносить в исполнение частицу самого себя, все более самостоятельно ощущая фразы, внутренний пульс музыки. Интересно установить, что представляет себе ребенок во время исполнения какой-либо пьесы, какие конкретные картины рисуются ему в процессе интенсивного переживания музыкального потока.

В пору подросткового возраста музыка способствует многогранному выявлению эмоциональной жизни, углубленному и объективному выражению чувств. Этот период в формировании личности обучаемого обычно требует от педагога наивысшего педагогического такта. Он должен выступать в роли старшего товарища и наставника, но не ментора, осуждающего преходящие возрастные увлечения своих воспитанников. Педагог должен завоевать своих учащихся полным пониманием его интересов, влиять на развитие его эмоционального, внутреннего мира. К этому времени учащиеся знакомятся со множеством сочинений композиторов различных стилей и эпох.

Продуманно подобранный учебный материал способен оказать влияние на черты характера обучаемого. Педагог последовательно стремится культивировать в нем способность к активной деятельности, рассматриваемой как необходимое свойство характера, используя такие формы работы, как игра в четыре руки, в камерных ансамблях различных составов. Педагог помогает ученику в подборе художественного материала, возможными средствами, стимулируя его художественную деятельность.

7. У некоторых детей активность проявляется в попытках сочинения музыки. Подобрать простейший аккомпанемент в разучиваемым песенкам и иллюстрировать их яркими картинками по собственному представлению.

8. Моральный аспект художественного воспитания. Обучение игре на инструменте неизбежно ведет к пробуждению и росту чувства ответственности, абсолютной честности в достижении собственных успехов. В работе учащегося в классе фортепиано заложена естественная предпосылка для воспитания чувства коллективизма, проявляющегося в радости успеха за публичное выступление класса преподавателя, школы; участие в совместных репетициях. В таких обстоятельствах ученик имеет возможность справедливо оценивать свои собственные успехи и успехи других учеников класса преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: