От греческого «прагма» - дело, труд. Философско – педагогическое направление, выступающее за сближение воспитателя с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. У истоков прагматизма стояли Пирс и Джелес, их идеи развил американский философ – педагог Дж. Дьюи, который предпочел назвать эту концепцию инструментализмом. Основные положения:
1) школа не должна быть оторвана от жизни, обучение от воспитания;
2) в учебно – воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учащихся, а поощрять и стимулировать;
3) воспитание и обучение осуществляется не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных дел, где дети познают мир, учатся вместе работать (сотрудничать). Преодолевать разногласия и трудности;
4) школа стремится воспитывать детей хорошо приспособленных к жизни;
5) в основе учебно – воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.
Дж. Дьюи в работе: «Школа и ребенок» писал: «….мы должны стать на место ребенка и исходить из него, не программа, а он должен определить, как качество, так и количество обучения».
|
|
В 60-е года философия прагматизма и ее концепция теряют свою популярность, т. к. привела к снижению качества обучения и воспитания. Возникла потребность в людях, и более прочных, упорядоченных знаниях, что привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма и он возрождается в 70-е года, как неопргаматизм.
Неопрагматизм.
Сторонниками были: Маслоу, Роджерс, Келли. Они дополняли установки Дж. Дьюи новыми тенденциями понимания. Воспитание, как процесс социализации (введение личности в общество). Главная сущность – самоутверждение личности.
Несмотря на критику, эта концепция остается ведущей в американской педагогике. Неопазитивизм зародился в недрах классического пазитивизма на идеях Платона и Аристотеля. Сегодня данная концепция именуется как новый гуманизм, представителями которого являются: Вильсон, Питерс. Главные положения: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, т. к. жизнь нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Полная гуманизация системы воспитания есть средство для утверждения во всех сферах жизни – справедливость, как высшего принципа отношений между людьми. особое внимание уделялось развитию интеллекта и формированию рационально мыслящего человека.