Прагматизм. От греческого «прагма» - дело, труд

От греческого «прагма» - дело, труд. Философско – педагогическое направление, выступающее за сближение воспитателя с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности. У истоков прагматизма стояли Пирс и Джелес, их идеи развил американский философ – педагог Дж. Дьюи, который предпочел назвать эту концепцию инструментализмом. Основные положения:

1) школа не должна быть оторвана от жизни, обучение от воспитания;

2) в учебно – воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учащихся, а поощрять и стимулировать;

3) воспитание и обучение осуществляется не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных дел, где дети познают мир, учатся вместе работать (сотрудничать). Преодолевать разногласия и трудности;

4) школа стремится воспитывать детей хорошо приспособленных к жизни;

5) в основе учебно – воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка.

Дж. Дьюи в работе: «Школа и ребенок» писал: «….мы должны стать на место ребенка и исходить из него, не программа, а он должен определить, как качество, так и количество обучения».

В 60-е года философия прагматизма и ее концепция теряют свою популярность, т. к. привела к снижению качества обучения и воспитания. Возникла потребность в людях, и более прочных, упорядоченных знаниях, что привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма и он возрождается в 70-е года, как неопргаматизм.

Неопрагматизм.

Сторонниками были: Маслоу, Роджерс, Келли. Они дополняли установки Дж. Дьюи новыми тенденциями понимания. Воспитание, как процесс социализации (введение личности в общество). Главная сущность – самоутверждение личности.

Несмотря на критику, эта концепция остается ведущей в американской педагогике. Неопазитивизм зародился в недрах классического пазитивизма на идеях Платона и Аристотеля. Сегодня данная концепция именуется как новый гуманизм, представителями которого являются: Вильсон, Питерс. Главные положения: воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, т. к. жизнь нуждается в рациональном мышлении, а не в идеологии. Полная гуманизация системы воспитания есть средство для утверждения во всех сферах жизни – справедливость, как высшего принципа отношений между людьми. особое внимание уделялось развитию интеллекта и формированию рационально мыслящего человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: