1. Сущность процесса обучения: одним из главных компонентов педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс)..
Цель преподавания – ученик.
Преподавание- деятельность учителей, стимулирующая усвоение учебного материала.
Учение - деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний.
Сущность процесса обучения, как совместной деятельности учителя и ученика, составляет единство преподавания и учения. Для обучения характерны следующие признаки:
- двусторонний характер,
- совместная деятельность учителя и ученика;
- руководство со стороны учителя;
- планомерная организация и управление;
- целостность и единство,
- соответствие закономерностям возрастного развития учеников,
- управление их развитием и воспитанием.
Дидактика - часть педагогики, которая исследует проблемы обучения и образования.
Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.
Термин «дидактика» в переводе означает «поучающий». Это слово впервые появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия).
|
|
Я.А. Коменский трактовал дидактику, как «универсальное искусство обучения всех всему». В начале 19в. Немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.
Основными категориями дидактики являются:
1. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применение знаний.
2. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.
3. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально – ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. Структурными элементами обучения, как системы, являются: цели, содержание, методы, организационные формы, результаты.
4. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.
5. Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом.
6. Умение – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.
7. Навыки – умения, доведенные до автоматизма высокой степени совершенства.
8. Цель – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены все усилия.
|
|
9. Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.
10. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.
11. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
12. Метод – путь достижения цели и задач обучения.
13. Средство – предметная поддержка учебного процесса (например, голос – речь педагога).
14. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.
Дидактика выполняет две главные функции:
1. теоретическую - диагностика и прогнозирование,
2. практическую - нормативная и инструментальная.