double arrow

Структура обучения

1. Сущность процесса обучения: одним из главных компонентов педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс)..

Цель преподавания – ученик.

Преподавание- деятельность учителей, стимулирующая усвоение учебного материала.

Учение - деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний.

Сущность процесса обучения, как совместной деятельности учителя и ученика, составляет единство преподавания и учения. Для обучения характерны следующие признаки:

- двусторонний характер,

- совместная деятельность учителя и ученика;

- руководство со стороны учителя;

- планомерная организация и управление;

- целостность и единство,

- соответствие закономерностям возрастного развития учеников,

- управление их развитием и воспитанием.

Дидактика - часть педагогики, которая исследует проблемы обучения и образования.

Дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Термин «дидактика» в переводе означает «поучающий». Это слово впервые появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия).

Я.А. Коменский трактовал дидактику, как «универсальное искусство обучения всех всему». В начале 19в. Немецкий педагог И. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения.

Основными категориями дидактики являются:

1. Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применение знаний.

2. Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта у ученика возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

3. Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя с учениками, направленное на достижение поставленной цели. Это специально организованная познавательная деятельность учеников, в процессе которой формируются научные знания, необходимые способы деятельности, эмоционально – ценностное и творческое отношение к окружающей действительности. Структурными элементами обучения, как системы, являются: цели, содержание, методы, организационные формы, результаты.

4. Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков.

5. Знание – совокупность идей, воплощающих теоретическое овладение предметом.

6. Умение – овладение способами применения усвоенных знаний на практике.

7. Навыки – умения, доведенные до автоматизма высокой степени совершенства.

8. Цель – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены все усилия.

9. Содержание – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми ученики овладевают в процессе обучения.

10. Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

11. Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

12. Метод – путь достижения цели и задач обучения.

13. Средство – предметная поддержка учебного процесса (например, голос – речь педагога).

14. Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактика выполняет две главные функции:

1. теоретическую - диагностика и прогнозирование,

2. практическую - нормативная и инструментальная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: