double arrow

Дидактическая система Дж. Дьюи


Дидактика разработана с целью противопоставления авторитарной педагогике гербартистов. Против дидактики И.Гербарта выдвигались следующие обвинения:

1.поверхностное воспитание, основывающееся на дисциплинарных мерах;

2. «книжность» обучения, лишенного связи с жизнью;

3. передача ученикам «готовых» знаний, применение «пассивных» методов, направленных на запоминание;

4. недостаточный учет интересов и потребностей учеников,

5. отрыв содержания обучения от общественных потребностей;

6. недостаточное внимание к развитию способностей учащихся.

В 1895г. он сделал акцент на развитие активность личности и вскоре убедился, что обучение, построенное с учетом интересов школьников и связанное с их жизненными потребностями, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» (словесное, книжное) обучение, основанное только на запоминании знаний.

Основным вкладом Дж. Дьюи в теорию обучения является разработанная концепция «полного акта мышления». В каждом «полном акте мышления» выделяют следующие этапы (ступени):

1. ощущение трудности,

2. обнаружение и определение,

3. выдвижение замысла ее развития (формулировка гипотезы),




4. формулировка выводов, следующих из предлагаемого решения (логическая проверка гипотезы),

5. последующие наблюдения и эксперименты, позволяющие принять или опровергнуть гипотезу.

. Правильно построенное обучение, по мнению Дж. Дьюи, должно быть «проблемным». Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учеников, «подбрасывать» им посильные для понимания и разрешения проблемы.

Ученики в свою очередь разрешая проблемы, открывают новые и полезные для себя знания. Уроки строятся на основе «полного акта мышления», чтобы ученики на них сумели:

- почувствовать конкретную трудность,

- выявить (определить) проблему,

- сформулировать гипотезу по ее определению,

- получить решение проблемы или ее частей,

- проверить гипотезу с помощью наблюдений или экспериментов.

Место «книжной учебы» заняла собственная познавательная деятельность учащихся. Место активного учителя занял место учитель – помощник, который помогал преодолевать трудности, когда сами ученики обращались к нему за помощью. Место устного и письменного слова заняли теоретические и прктические занятия. Американская школа пошла за Дж. Дьюи и, несмотря на многие недостатки этой системы, сумела на ее основе достичь значительных успехов.

Дж. Дьюи относил ступени обучения ко всем учебным предметам и ко всем уровням учебной работы, вследствии чего эти уровни приобретают формальный характер.

«Прогрессивная» дидактика Дж. Дьюи пыталась решать именно те вопросы, где «традиционная» дидактика И. Гербарта оказывалась бессильной. В результате были хорошо разработаны «полярные», противоположные решения одних и тех же проблем, дававшие прекрасные результаты в отдельные моменты обучения. Такую дидактику, занявшуюся поисками, назвали новой.







Сейчас читают про: