double arrow

Закономерности гуманизации образования


1. Образование, как процесс становления психических свойств и функций, обусловленных взаимодействием растущего человека со взрослой и социальной средой; отношение к миру передается ребенку через отношения др. людей, ребенок всегда включен в общение (словесная деятельность, речевое или мысленное общение)

Роберт Штейн: «Психические явления возникают в процессе взаимодействия человека с миром»

2.Ориентация на развитие личности. Чем гармоничнее будет общественно – культурное, социально – нравственное, профессиональное развитие личности, тем более своеобразен творчески будет человек.

3. Ориентация на знания, умения, навыки ближайшего развития, т.е. на те психические функции, которые уже созрели у ребенка, готовы к дальнейшему развитию.

4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманистической культуры = этой закономерностью обусловлен культурно – логический подход к отбору содержания образования = самоопределение личности в мировой культуре.

5. Культурно – логический принцип требует повышение статуса гуманитарных дисциплин, их обновления; выявление их духовности и общечеловеческих ценностей; учет культурных традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой – важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.




6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой, профессиональной культурой. Реализация делового подхода позволяет «обратить» педагогические задачи в личностный смысл деятельности личности.

Деятельность личности – механизм – внешнее влияние – личностное новообразование – продукты развития личности.

7. Когда учащиеся выступают субъектами обучения, то процесс развития личности приобретает оптимальный характер. Эта закономерность обуславливает единство реализации делового и личностного подхода.

Личностный подход предполагает,что и учитель, и ученик относятся к каждому человеку, как к самостоятельной ценности, а не как к средству достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека, как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на другого. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувства, переживания, эмоции, соответствующих им действий и поступков).

8. Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиций учителя и позицию учащегося в личностно – равноправную, в позицию сотрудничества. Это связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Учитель не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремление, формирует мотивы учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. Но при этом должна соблюдаться определенная последовательность:



- от максимальной помощи учителя учащимся в решении задач на начальном этапе образования к минимальной;

- через постепенную активизацию учащихся полной самореализации в обучении и проявление партнерства между ними;

9. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Эта закономерность основана на принципе индивидуального творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию различных видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначения этого подхода – создание условий для самореализации личности в выявлении (диагностики) и развитие ее творческих возможностей, что обеспечивает личностный уровень базовой гуманитарной культуры.

10. Степень сформированности гуманного образа жизни неизбежно определяет готовность учеников педагогического процесса принять на себя заботы др. людей

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципов профессионально – этической взаимоответственности.

Таким образом, теоретическое осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет определить стратегию, ее направленность образовательного процесса, наметить программу реализации гуманистических идей.







Сейчас читают про: