Концепция Л.В. Занкова

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности.

В последние десятилетия теоретики и практики отечественного образования все больше внимания уделяют проблемам развивающего обучения. Одним из основных принципов реформирования российской школы провозглашен принцип развивающего образования.

В российской педагогике существует ряд концепций развивающего обучения. Все концепции можно разделить на 2 группы:

1. Концепции, ориентированные на психическое развитие.

2. Концепции, учитывающие личностное развитие.

Концепция Л. В. Занкова относится к концепциям первой группы. Л. В. Занков поставил задачу «построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики».

Основу системы обучения по Л.В.Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:

- обучение на высоком уровне трудности;

- быстрый темп в изучении программного материала;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса учения;

целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся,
включая и наиболее слабых.

По системе Л.В.Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяснил себе основания расположения материала, необходимость заучивания определенных его элементов.

Особое место в системе Л.В.Занкова занимает принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся, в том числе и наиболее слабых. Перегрузка неуспевающих учебными заданиями не способствует их развитию, а напротив, увеличивает их отставание.

Предложенная Л.В.Занковым дидактическая система оказалась эффективной для всех этапов организации процесса обучения. Однако она остается до настоящего времени нереализованной.

Принцип обучения на высоком уровне трудности характеризуется тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление.

I принцип - при изучении программного материала нужно идти вперед быстрым темпом. Это предполагает отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного.

II принцип - ведущая роль теоретических знаний, которые выступают мощным средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками. Образные представления играют значимую роль в развитии младших школьников. Так, они способны усваивать термины, требующие не только простого заучивания.

Принцип осознания школьниками процесса учения вытекает из общепринятого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: