double arrow

Понятийный аппарат темы

Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук

Содержание теоретического модуля № 1:
Возникновение и развитие педагогики. Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук. Предмет, объект, задачи педагогической науки.


Содержание теоретического модуля № 2:
Система педагогических наук. Структура педагогической науки. Основные категории педагогики.


Содержание практического модуля № 3:
Отработка понятийного аппарата. Решение педагогических задач. Выполнение творческих заданий.


По итогам изучения модулей студенты должны знать:

  1. различные подходы к определению педагогики как науки и искусства;
  2. сущность понятия «педагогика», ее объект, предмет, основные функции и задачи;
  3. основные категории педагогики;
  4. место педагогики в системе других наук;
  5. систему педагогических наук.

По итогам изучения модулей студенты должны уметь:

  1. анализировать взаимодействие и взаимовлияние педагогической теории и практики;
  2. выделять признаки основных педагогических понятий;
  3. пользоваться понятийным аппаратом педагогики.

Алгоритм действий студентов при изучении данных модулей.

    1. Осмыслить информационный блок № 1, приготовиться к педагогическому диктанту: «Основные категории педагогики».
    2. Приготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока № 2.
    3. Выбрать любое задание из блока самостоятельной работы № 3, выполнить его в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.
    4. Приготовиться к контрольному тестированию по пройденному материалу.

Теоретический блок № 1

План рассмотрения теоретических вопросов:

    1. Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
    2. Структура педагогической науки.
    3. Педагогика в системе наук о человеке.
    4. Система педагогических наук.
    5. Этапы развития педагогической науки.

Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата темы, анализа признаков каждого понятия.

Понятийный аппарат темы

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

Воспитание в узком педагогическом смысле – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Образование – процесс освоения человеком системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и отношений, опыт познавательной и практической деятельности.

Развитие – процесс качественных и количественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов и собственной активностью личности.

Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных и развивающих задач.

Принципы – основополагающие положения, которые определяют систему требований к организации педагогического процесса.

Методы – способы взаимосвязанной деятельности участников педагогического процесса по достижению его целей совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Формы обучения – четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Закономерности – это существенные причинно-следственные связи между различными компонентами педагогического процесса и явлениями внутри них.

Педагогика как наука.
Предмет, объект, функции и задачи педагогики

«Наука о воспитании» - так практически во всех справочных, научных и учебных изданиях определяется педагогика.
Термин «педагогика» берет свое начало из античной Греции от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Для того чтобы выяснить, что такое педагогика – наука, искусство, наука и искусство, - необходимо определить ее объект, предмет, функции и задачи.
В качестве критерия целесообразно использовать универсальные (общепринятые) определения (дефиниции) науки, ее функций, объекта и предмета.

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.


Цель науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых законов.


Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.


Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определенной целью данной науки.

Проанализировав функции педагогики легко выделить и задачи этой науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: