o приоритетность образования;
o обязательность общего базового образования;
o доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе – среднего специального и высшего образования;
o преемственность (связь) и непрерывность уровней и ступеней образования;
o национально-культурная основа образования;
o приоритетность общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
o научность;
o экологическая направленность образования;
o демократический характер управления образованием;
o светский характер образования (житейское).
ü по отношению к государству – государственно-частная система образования;
ü по отношению к церкви – светская система образования, но допускается взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.
В 2003 г. заключено соглашение о сотрудничестве Министерства образования РБ и Белорусской Православной Церкви в вопросах воспитания и обучения, милосердия, поддержки семьи, материнства и детства, охраны окружающей среды.
|
|
ü по характеру управления – централизованная система образования, носит государственно-общественный характер, осуществляется правительством, республиканскими и местными органами управлениями на основе принципов гласности и демократии.
8. Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1. Повышения роли образования в обществе.
2. Создание системы непрерывного образования («образование через всю жизнь»), где все ступени продолжают и дополняют друг друга: семья → детский сад → школа → вуз → образование взрослых.
3. Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание.
4. Интернационализация образования (создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения образования в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об образовании). Болонский процесс (1999 – 2010) – процесс интеграции системы высшего образования европейских государств с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы.
5. Стандартизация содержания образования – определение нормы образованности на каждой ступени образования, введение в содержание образования базового компонента, т.е. фундаментальных логически завершенных знаний как основы для жизни в современном обществе и продолжения образования.
6. Информатизация образования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и т.д.)
|
|
7. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании.
8. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.).
9. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием.
10. Индивидуализация образования – организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека.
11. Дифференциация образования – разделение обучаемых на группы с учетом их потребностей, интересов, способностей и возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в образовании.