Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании.
Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознания, чувства, поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.
Нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учеников в разнообразные виды практической деятельности и организации её таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных отношений и личностных черт и качеств.
задачи:
1) Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений) - Самая сложная задача, т.к. сознание является внутренним состоянием, а о его сформированности можно судить только по убеждениям и поступкам. В формировании нравственного сознания можно выделить 4 стадии: представление, понятие, убеждение, поступок (действие)
|
|
2) Воспитание и развитие нравственных чувств (воздействие учителя на сознание, эмоциональную сферу учащихся с целью выработки у них нравственных чувств, качеств, отношений)
3) Выработка умений и привычек нравственного поведения (выработка навыков правильного поведения и устойчивой системы привычного поведения школьников. Только в деятельности может отражаться рост сознания человека, поэтому привычки и действия учащихся являются главным критерием сформированности нравственности)
Содержание включает: представления и понимания нравственных основ общества,развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания, честности),воспитание высоких моральных качеств (доброты, милосердия и др.),формирование норм поведения (вежливости, тактичности, соблюдение правил этикета и др.).
Условия воспитания нравственной культуры личности:
· наличие нравственно-этической культуры педагога;
· нравственно благоприятная среда в учреждении образования, позитивное взаимодействие между педагогом и обучающимся;
· актуализация нравственного потенциала личности;
· педагогическая поддержка потребности в нравственном самосовершенствовании; наличие нравственного идеала;
· реализация нравственного потенциала всех видов деятельности.
Пути формирования личности:
1) общение с родителями (с момента рождения – гуляние с ребенком, эмоциональное общение, общение в игровой деятельности, в трудовой, в физкультурно-оздоровительной)
2) школа (в учебной деятельности – это прежде всего предметы эстетической и гуманитарной направленности, общение с учителем, общественно-полезный труд, т.к. труд – это условие развития нравственности ребёнка)
3) деятельность по интересам вне школы