Гражданское и патриотическое воспитание школьников

Гражданское политическое воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания. Оно гражданское потому, что определяется принципиальными общегосударственными, конституционными мировоззренческими позициями, воплощающимися в реальную практику общественных отношений. Оно политическое потому, что обеспечивает уяснение школьниками идеалов и целей, стратегической и тактической линии строительства правового государства по обеспечению коренных интересов большинства народа.

Система гражданского воспитания включает в себя: комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей усвоения общегражданских и общечеловеческих политических идей детьми; содержание и формы гражданского воспитания в школе, во внешкольных и общественных организациях, средств массовой информации, трудовых коллективов.

Цели-функции гражданского политического воспитания - образовательные, воспитательные и развивающие.

Цели и функции гражданского воспитания школьников достигаются и реализуются благодаря богатому содержанию целостного учебно-воспитательного процесса. Гражданский воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Гражданская воспитанность предполагает овладение политической культурой. В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Показателями политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании; в умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические взгляды.

Сущность гражданского политического воспитания определяется такими понитиями как:

Политическое сознание — целостное, устойчивое социально-психологическое образование, включающее в себя ряд психических процессов и состояний человека. Его органической частью является политическая сознательность, которая показывает, насколько овладел человек мировоззренческими политическими установками, проявляет стойкость в их проведении в жизнь. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические события, давать им оценку, делать правильные тактические и стратегические выводы относительно направлений гражданского общественного развития. Политическое гражданское сознание сопровождается политическими переживаниями, эмоциями, политическими чувствами высшего порядка. Активно развивающиеся в процессе общественных отношений политическое мышление и чувства формируют политические потребности. Они проявляются как нужда человека в политическом знании, текущей информации, как мотивы и стимулы, побуждающие к общественно-политической деятельности.

Патриотическое воспитание:

Патриотизм - нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство.

ПатрВ - целенаправленный процесс включения уча­щихся в различные виды учебной и внеклассной работы, связанной по свое­му содержанию с развитием патриотизма и стимулирования их активности по выработке у себя этого моральных качеств.

Как и в других моральных качествах, в патриотизме можно выделить следую­щие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллекту­ально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требу­ет специфической методики воспитательной работы.

Задачи патриотического воспитания:

1) развивать патриотические чувства и эмоции (чувство долга, любовь к родине, преданность)

2)формирование системы патриотических убеждений и идеалов на основе патриотических ценностей.

3) формирование патриотического сознания (привязанность к местам, где человек вырос, любовь к родному языку, гордость за социальные и культурные достижения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: