double arrow

Формирование положительной Я-концепции учащихся


Впервые понятие «я-концепции» стало обсуждаться в 60-е годы XX в. благодаря работам Бернса, Роджерса, Маслоу и др.

Я-концепция личности – динамическая система представлений человека о самом себе, выражающихся в осознании человеком своих физических, интеллектуальных и эмоциональных свойств и качеств; это самосознание, которое формируется в процессе социализации и воспитания совокупность установок на «себя». На основе «я-концепции» личность строит свое поведение.

В основе Я-концепции лежат три составляющие:

ü когнитивной составляющей, показателем которой выступает убеждение

ü эмоционально-оценочной составляющей эмоциональное отношение к происходящему;

ü поведенческой составляющей, проявляющейся как реакция на происходящее, через определённое поведение

Исходя из перечисленных составляющих Я-концепции, определяется ее структура:

· самопредставление или образ «Я» (каким я себе кажусь?);

· самооценка, связанная с отношением человека к себе, к своим качествам (самоотношение), с принятием себя (самопринятие);

· поведение потенциально возможное, вызванное самопредставлением и самооценкой.




Я-концепция личностиэто устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит свое поведение.

Показатели отрицательной Я-концепции личности: Часто самокритично высказывается, Имеет негативные ожидания в ситуации соперничества, Склонен подчеркивать недостатки других, критично относиться к успехам других, Не желает признавать свою оплош­ность или вину, Не способен принять похвалу, Отказывается от попыток добиться успехов

Показатели положительной Я-концепции личности: Проявляет оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, Уверен в своей компетентности, Считает, что напряжено трудиться, ставит перед собой реальные цели, Принимает на себя ту или иную ответственность,

Самооценка человека определяет наличие у него определённого типа «я»-концепции. Самооценка может быть: положительная: заниженная, завышенная, объективная; отрицательная: заниженная, завышенная, объективная.

Наиболее благоприятной - положительная объективная «Я».

«Я»-концепция формируется у человека на всех этапах возрастного развития. В процессе формирования положительной Я-концепции ученика очень важно оказывать ему постоянную психологическую поддержку, учитывать его способности, развивать волю, ставить реальные цели, дисциплинировать.

Педагогическое руководство формирования положительной Я-концепции заключается в том, чтобы научить ученика следующим последовательным действиям:

· определить собственные личностные свойства и качества



· выявить, какие качества преобладают;

· осуществить диагностику, т. е. оценить степень развития собственных свойств и качеств;

· определить последовательность и способы самосовершенствования жизненно необходимы свойств и качеств.

Формирование положительной Я-концепции ученика – это не разовое мероприятие, а постоянная кропотливая работа на уроках и во внеурочное время;

методические рекомендации:

ü во время занятий уделять одинаковое внимание всем ученикам;

ü поведение учителя не должно быть спонтанным, а напротив – цельным, выдержанным, педагогически грамотным;

ü объективно оценивать слова, действия, поступки учеников, не придираться, не ущемлять их достоинств;

ü по возможности найти повод похвалить ученика, поддержать его;

ü всегда учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

Формировать Я-концепцию ученика может тот педагог, у которого выработана собственная положительная объективная Я-концепция.








Сейчас читают про: