Хронология
| Предмет изучения
| Важнейшие итоги
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ
|
VI в. до н.э. - V в.
| Душа
| Формирование двух направлений – материализма и идеализма – в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
|
V – XIII вв.
| Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний
| Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования
|
XIV – XVI вв.
| Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV – XVI вв.
| Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.
Введение термина «психология»
|
XVII – сер. XIX вв.
| Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания
| Формирование эмпирической, интроспективной и ассоцианистской психологии.
Понятие о бессознательной психике
|
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ
|
Нач. XIX – 60-е гг. XIX вв.
| Деятельность нервной системы и органов чувств. Соотношение между физическим и психическим. Измерение скорости протекания психических процессов
| Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки.
Экспериментальный метод.
Факты и теории ощущений и восприятий.
Формирование психофизики.
Формирование психометрии.
Учение о рефлексе
|
60-е гг. XIX вв. – конец XIX в.
| Непосредственное содержание опыта.
Психические акты и психические функции.
Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией и поведении
| Проникновение экспериментальных методов в психологию.
Формирование теоретических программ психологии.
Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.
Возникновение прикладных исследований в психологии.
Возникновение новых областей психологии
|
10-е гг. – сер. 30-х гг. XX вв.
| Поведение.
Целостные психические структуры.
Бессознательное.
Сознание в его общественно-исторической обусловленности.
Смысловая структура душевной жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.
Установка.
Развитие высших психических функций.
Психологическое исследование деятельности
| Открытый кризис в психологии.
Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.
Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.
Развитие психотехники и педологии в отечественной и зарубежной психологии.
Развитие естественнонаучных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.
Возникновение проблемы «психология и марксизм»
|
Конец 30-х гг. – 50-е гг. XX вв.
| Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода
| Эволюция научных школ периода открытого кризиса.
Необихевиоризм, неофрейдизм.
Возникновение новых отраслей и направлений: генетическая психология, персоналистические концепции личности и др.
Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).
Развитие теории деятельности в советской психологии
|
60-е гг. XX вв. – конец XX вв.
| Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.
Процесс ориентировки.
Когнитивные структуры и их роль в поведении.
Личность.
| Возникновение новых направлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.
Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.
Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по предметам бессознательного, общения и др.
|