Вопросы к семинарскому занятию
I.Общая характеристика способностей:
1. Структура способностей.
2. Виды способностей:
а) природно-обусловленные и социально-обусловленные;
б) общие и специальные;
в) потенциальные и актуальные;
II. Уровни развития способностей:
1. Одаренность.
2. Талант.
3. Гениальность.
III. Природа человеческих способностей:
1. Теории божественного происхождения способностей (Платон).
2. Теории наследственного происхождения способностей (Ф. Гальтон, Ф. Галль).
3. Теории приобретенных способностей (Гельвеций, Д. Локк, У. Эшби).
4. Способности как результат взаимного влияния генотипических и средовых факторов (Б.М. Теплов, П.Я. Гальперин, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев).
Темы рефератов
1. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.
2. Гендерные различия в способностях.
3. Способности, одаренность и талант; взаимосвязь и различия в этих явлениях.
4. Условия ускоренного развития человеческих способностей.
5. Креативность.
6. Интеллект и творчество.
7. Теории гениальности (Бюффон, Уордсворт, Гете, Шопенгауэр, Карлейль, Рамон-и-Кахаль, В.Оствальд).
8. Детская одаренность и школьное обучение.
9. Педоцентристская концепция содержания образования Дж. Дьюи.