double arrow

Тексты к заданию 1.2. 3.1.1. К.П. Яновский (1822-1902): «Нельзя отрицать тех или других врожденных качеств у разных людей


3.1.1. К.П. Яновский (1822-1902): «Нельзя отрицать тех или других врожденных качеств у разных людей. Эти качества едва заметны, а иногда даже и вовсе не заметны вскоре после рождения, но впоследствии, с годами, они постепенно могут обнаруживаться в более или менее видимых отличиях индивидуума, особенно если он попадает в среду, благоприятствующую их развитию. К прирожденным душевным качествам принадлежит различная способность у разных людей воспринимать внешние впечатления: у одних эта способность более сильна, нежели у других, поэтому получают больше впечатлений, чем вторые… Этим объясняется и различие в полученных разными людьми ощущениях, представлениях, понятиях, суждениях и пр. […]

Но, смотря на врожденные способности к восприятию тех или других впечатлений, воспитание много может способствовать не только к сохранению этих способностей, но и к развитию их посредством разнообразных мер, выбор которых лежит на обязанности учителей-воспитателей. Прирожденных душевных качеств воспитание уничтожить не может, но оно может противодействовать преобладанию одних, возбуждая деятельность других, противоположных первым. Оно также может содействовать улучшению образования и духовного развития, соображаясь с подмеченными индивидуальными способностями субъекта […].

В виду различия способностей у разных питомцев к восприятию разнообразных впечатлений, как жизненных, так и духовных, нельзя не признать крайне неблагоприятными требования школы от разных учеников одинакового объема научных знаний и умений и назначения им одинакового размера работ, с обязательством выполнения их к известному, одному и тому же сроку. Особенная обдуманность и осторожность со стороны воспитателя требуется при выборе и применении мер, необходимых для исправления нравственно испорченного воспитанника: не к наказаниям в этих случаях следует прибегать, а к мерам, соответствующим характеру питомца, той среде, в которой он вращается, и свойству его испорченности» (По: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. - М., 1990. - С. 463-465).

3.1.2. В.М. Бехтерев (1857-1927): «Многие не отдают себе даже ясного отчета в том, какое значение в жизни человека имеет воспитание, и наивно воображают, что человеческая личность предуготовляется от природы и то, что называется воспитанием, сводится лишь к приобретению некоторых внешних особенностей человеческой личности – манеры держатся, внешних форм обращения с другими и т.п. […] Воспитание состоит в приобретении навыков в сфере чувств, ума, воли […]. Кроме самых основных, элементарных проявлений нервно-психической сферы, относящихся собственно к рефлекторной ее деятельности, все остальные приобретения человеческой личности добываются путем постоянного упражнения и создания навыков, совокупность которых и составляет то, что называется воспитанием […]. Человек, получивший воспитание, имеет, таким образом, как бы две природы – одна приобретается как унаследованная часть его организации от предков и образует собой ряд прирожденных и наследственных рефлексов, другая же приобретается путем естественного упражнения и искусственного создания навыков и образует собой совокупность воспитанных рефлексов.

Не трудно видеть отсюда, что человек, как социальная единица, является продуктом воспитания, а не является результатом прирожденных или наследственных условий. Те случаи, когда человек был с первых дней своего существования оставлен без всякого воспитания, как было с известным Гансом Гаспаром, показывают, что сама природа не обеспечивает человеку ни дара слова, ни даже правильной способности передвигаться, оставляя его в буквальном смысле слова существом беспомощным в условиях окружающей его действительности. Такие примеры наглядно показывают, что собственно значит в жизни человека воспитание. Они говорят нам, что человеческая личности есть продукт воспитания, так как без воспитания человек остается на степени жалкого животного, не могущего себе даже обеспечить собственной жизни […]. Не подлежит, конечно, сомнению, что наследственная природа организма имеет огромное значение по отношению к эволюции человеческой личности, […] но можно ли вследствие этого умалять значение воспитания в сложении человеческой личности […]. Природа дает нам известное орудие, состоящее из определенного материала, причем дальнейшее использование этого орудия зависит почти исключительно от того, как будет оно отделано и отшлифовано и будет ли развита способность умело владеть этим орудием в различных условиях жизни. Если темперамент дается человеку от природы, то именно характер человека в отличие от темперамента, приобретаемого путем унаследования, а также направление его чувств и развитие ума являются главным образом результатом его приобретений путем воспитания в период сложения личности… Особенно должно подчеркнуть то обстоятельство, что неправильное воспитание в раннем детстве является особенно пагубным для будущей личности, так как […] дети, дурно воспитанные в раннем детстве, плохо поддаются исправлению и впоследствии. Поэтому чем раньше направляется воспитание, соображаясь с развитием ребенка, тем более оно обещает успехов. Отсюда понятно, что идеалом современного воспитания должно быть воспитание со дня рождения. Как только крик ребенка возвещает нам о появлении на свет будущей личности, мы должны принять все заботы к тому, чтобы он тотчас же был обставлен соответствующим уходом как в отношении собственной физической сферы, так и в отношении нервно-психической его деятельности […]. К сожалению, в наших семьях дело обстоит таким образом, что еще не сознана в достаточной мере необходимость воспитания со дня рождения […].

Мы считаем особенно важным, чтобы нравственные начала прививались ребенку с самого раннего возраста, еще с пеленок, с колыбели, ибо более ранние приобретения всегда оказываются и более прочными […]. Что воспитание должно сообразоваться с природой ребенка и с особенностями его психологического склада […] должно быть ясно само собой» (По: Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. - М., 1990. - С. 501-506).

3.1.3. Н.П. Дубинин: «Научное решение о том, детерминированы ли генетически личностные свойства человека или они формируются в нем по мере активного включения его в сферу общественных отношений, имеет важное значение для педагогики. Как известно, наиболее пластичны, особо восприимчивы к воспитательным воздействиям дети […]. Именно в период детства осуществляется морфофункциональное (биологическое) развитие человека и усвоение им социального опыта. Совпадение оптимальных сроков восприятия социальной программы и биологического развития еще раз свидетельствует о наличии диалектического единства социальной и генетической программ в человеке.

Еще на эмбриональной стадии усиленно развивается мозг, в нем очень рано устанавливаются нейронные связи. Функции и структура мозга новорожденного позволяют ему вступить в общественную жизнь. В течение первого года жизни ребенка вес его мозга увеличивается с 300 г до 1 кг. В целом на постнатальный период падает более 80% роста и развития нижнетеменной области. Эта область мозга увеличивается только при наличии разнообразных социальных контактов ребенка. Поля лобной и височной долей развиваются на протяжении более длительного времени, кора мозга – всю жизнь. К двум годам ребенок овладевает речью, что свидетельствует об огромных сдвигах в его психике, завершающихся формированием сознания. […] Темпы биологического и социального развития в онтогенезе неодинаковы. Кроме того, каждый из этих процессов протекает неравномерно. Периоды ускорения развития сменяются периодами его замедления […]. Соответственно и действие разных социальных факторов (например, воспитания и образования) также неравномерно на разных возрастных этапах. Оптимальные сроки (сензитивные периоды) развития определенных психических функций, обеспечивающих успешную социализацию человека, связаны с соответствующей организацией биологической основы этих функций, т.е. предполагают необходимый уровень морфофункционального развития, и прежде всего мозга, гормональных воздействий и т.д.

Развитие генетики человека, установление фактов существенного влияния биологических особенностей на структуру индивидуальности не дают основания отрицать, что человек как личность формируется в системе определенных общественных отношений […]. Человеческое дитя рождается с такой генетической программой, которая обеспечивает его готовность к вступлению в социальную форму движения материи. Это касается строения мозга, готового к развитию мышления, гортани – для членораздельной речи, наличия рук, анатомических черт и т.п. И если эти возможности не будут реализованы в общественно-трудовых отношениях, человек на всю жизнь останется на уровне существования особого вида животного» (приводится по: Дубинин Н.П. Что такое человек. - М., 1983. - С.293-296; С.303).


Сейчас читают про: