double arrow

III. Материалы для подготовки и проведения занятия (текст к заданию 1.2)


«Основной показатель педагогического профессионализма учителя – урок, поэтому и преподавателям, и методистам, и школьной администрации необходимо владеть мастерством анализа. […] В педагогической лексике закрепилось понятие анализ урока, хотя сама процедура анализа – это сложное многошаговое действие, включающее в себя наблюдение, размышление, собственно анализ и синтез как постижение сущности явления, которое открылось нашему наблюдению. […] Важно понимать, что любой анализ, а анализ урока в особенности, привносит в деятельность педагога научную (по сути исследовательскую) составляющую, поскольку является основным методом познания. Задача это непростая, а к выполнению ее по существу не готовят. В практике работы руководители и учителя школы часто овладевают умениями анализа самостоятельно и далеко не всегда успешно. […]

Анализ урока – один из самых дискуссионных тем педагогической деятельности. […] Единой, устоявшейся точки зрения нет. Попытки обобщения и систематизации предложены Ю.А. Конаржевским в книге «Анализ урока», С..В. Кульневичем – в «Анализе современного урока». С.С. Татарченкова предложила вариант классификации видов анализа […]. В частности, она выделяет четыре основных вида:




· Структурный анализ: предметом анализа и основой структуры урока являются восемь его этапов (Ю.А. Конаржевский).

· Системный анализ существует в двух вариантах: первый, где в основе взаимосвязанные компоненты урока – цель, содержание, методы, формы, результат (Т.И. Шамова); второй, в основе которого два структурных компонента: учитель и ученики – и три системообразующих фактора: цель – результат, содержание и способы деятельности (В.П. Симонов).

· Аспектный анализ: в основу анализа положен один из аспектов урока: общедидактический, развивающий, личностно-ориентированный, психологический, валеологический […] (Г.К. Селевко, С.В. Кульневич). […] Схема для анализа урока содержит указания-установки, на что необходимо обратить внимание. Она сдерживает стихию непроизвольного внимания, дает возможность сконцентрироваться на ограниченном перечне признаков и элементов […]. В целом, можно констатировать, что анализ урока подчиняется трехфазному ритму познания […] Б.М. Кедрова:

1) Сначала схватываются факты, характеристики, лежащие на поверхности. Это мы делаем непосредственно на уроке.

2) После урока наступает собственно фаза анализа; «дробление» урока на отдельные части, фрагменты, стороны, признаки.

3) Фаза синтеза – установление причинно-следственных. Для того чтобы осуществить эту фазу, времени требуется иногда больше, чем на две предыдущие фазы.

[…] системный взгляд на урок предполагает непременное выделение в нем, по меньшей мере, трех основных компонентов, важных при характеристике любой деятельности: содержательно-целевой (работа с целями, работа с содержанием, владение содержанием, основной замысел урока, ведущие идеи); организационно-практический (факты, характеризующие методическую деятельность учителя; факты познавательной деятельности учащихся; формы и виды взаимодействия учителя и учащихся); контрольно-оценочный (признаки результативности урока, отношение к ошибкам учащихся, адекватность и разнообразие оценочной деятельности). (Приводится по: Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: КАРО, 2008. – С. 109-119).







Сейчас читают про: