ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ: СУЩНОСТЬ,
ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ
Требования к компетентности по теме
- понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении»; знать и уметь анализировать различные трактовки процесса воспитания, представленные в истории педагогики;
- знать и уметь формулировать цели, задачи гуманистического воспитания; раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания;
- уметь характеризовать воспитание как процесс формирования отношений личности к себе и окружающему миру, а также как процесс интериоризации социокультурных ценностей;
- уметь характеризовать воспитательную работу и деятельность учащихся как основные составляющие воспитательного процесса; знать принципы воспитательной работы и организации деятельности учащихся, уметь применять их в процессе анализа реальных педагогических взаимодействий (воспитательных дел);
- понимать и уметь устанавливать взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания;
- осуществлять анализ и давать общую характеристику основным нормативным документам в области воспитания.
Вопросы для изучения и обсуждения
|
|
- Сущность, источники, средства воспитания как составной части целостного педагогического процесса.
- Основные закономерности процесса воспитания.
- Принципы воспитания, их характеристика.
- Воспитательная работа и воспитывающая деятельность - основные составляющие воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:
1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск: МГВРК, 2007. – Гл. 3, 4.
2. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 01.11.2011.
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30.12.2006 г. № 8/15613) // Зборнік нарматіўных дакументаў МА Рэспублікі Беларусь. – 2007. - № 2. – С.9-40.
4. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 130-159.
5. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 367-440.
6. Подласый, И.П. Педагогика. / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2007.. – Гл. 12, 13.
7. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 125-132.
|
|
8. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 282-299; 450-457.
9. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – С. 15-31; 38-41; 144-215; 218-230.