double arrow

С учащейся и студенческой молодежью


Во всём многообразии существующих в практике и создающихся новых форм идеологической и воспитательной работы можно выделить несколько типов, которые обладают существенными качественными признаками. Типы объединяют в себе различные виды форм – совокупности, обладающие рядом общих признаков, каждый из которых, в свою очередь, может иметь множество вариаций конкретной формы. Все типы форм работы имеют своё педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Общий анализ теории и практики воспитания позволяет выделить три основных типа воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по целевой направленности, позиции участников воспитательного процесса, объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерные признаки мероприятия: созерцательно-исполнительская позиция учащихся и студентов, организаторская роль педагогов. Иными словами, если что-то организуется кем-то для учащихся (студентов), а они в свою очередь воспринимают, исполняют, реагируют, участвуют и т.п., то это и есть мероприятие.

Виды форм идеологической и воспитательной работы, которые объективно могут быть отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, встречи, консультации, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Мероприятия целесообразно использовать в следующих случаях:

- когда необходимо решить просветительские задачи и оказать прямое воспитательное воздействие (информировать, объяснять, убеждать, внушать): при сообщении учащимся (студентам) какой-либо сложной для них и ценной информации (из области гигиены, экологии, этики, морали и т.д.); для понимания социально-политической, экономической, культурной жизни общества и государства; при знакомстве с произведениями искусства (театр, кино, живопись, архитектура, музыка и т.д.);

- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой компетентности: к вопросам государственной политики, экономики, общественной жизни, культуры и др. В этих случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов (лекции, встречи, круглые столы, экскурсии и т.д.);

- когда организаторские функции либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта слишком сложны для учащихся (студентов). Например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (диспуты, конференции, митинги и др.);

- когда стоит задача непосредственного обучения учащихся (студентов) чему-либо. Например, организаторским и познавательным умениям, практическим навыкам и т.п. В этом помогут обучающие занятия, практикумы, тренинги, ролевые игры и др.;

- когда необходимы меры по укреплению здоровья учащихся (студентов), их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка и др.).

Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда учащиеся (студенты) в состоянии самостоятельно организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этом случае более предпочтительны формы работы другого типа, а именно – дела.

Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки дела: деятельно-созидательная позиция учащихся (студентов), их активное участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; опосредованное педагогическое руководство. Таким образом, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда учащиеся (студенты) активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Из общеизвестных форм к делам можно отнести трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера и др. Фактически по характеру реализации форм-дел педагоги различаю три их подтипа:

- дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо общественный орган или кто-то персонально (командир, ответственный учащийся или педагог). В таком случае дела могут выглядеть просто как организованная, продуктивная общая работа. Например, посадка деревьев, концерт для родителей и педагогов, изготовление сувениров для гостей и т.п.;

- творческие дела, отличающиеся, прежде всего, организаторским творчеством какой-либо части коллектива (инициативная группа, микроколлектив и др.), которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение. Такие дела часто предполагают исполнительское творчество всех участников: выставка, гостиная, ярмарка, выпуск газет, плакатов, коллажей, конкурс, викторина, олимпиада и др.;

- коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива. Организация коллективных творческих дел (КТД) предусматривает шесть стадий развития:

1-я стадия – предварительная работа педагога,

2-я стадия – коллективное планирование,

3-я стадия – коллективная подготовка дела,

4-я стадия – коллективное проведение КТД,

5-я стадия – коллективное подведение итогов,

6-я стадия – ближайшее последействие.

Педагоги часто используют игровые приемы проведения дел и мероприятий. Но игру как самостоятельный тип форм воспитательной работы необходимо отличать от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (головоломки, шарады, настольные и подвижные игры и т.п.).

Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе учащихся (студентов) с целью отдыха, развлечения, обучения.

Игры не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности.

В игровой деятельности проявляются различные способности и личностные качества учащихся (студентов), могут интенсивно формироваться внутриколлективные отношения. К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, интеллектуальные игры, организационно-деятельностные игры и др.

Таким образом, мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воспитательного воздействия. Дела обычно делаются для кого-то (в том числе и для самих себя) или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность участников. Игры не предполагают получение никакого продукта, они самоценны как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

Во всех типах форм можно выделить две их подгруппы:

1) формы, имеющие относительно постоянный набор конструктивных элементов (конкурс, турнир, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка, аукцион и т.д.);

2) формы, не имеющие постоянного или вообще определенного набора конструктивных элементов:

а) формы традиционные. Они часто используются в практике воспитательной работы, но не отличаются сложившейся методической структурой, зато имеют определённую организационно-содержательную идею (вечер, субботник, классный (кураторский) час, информационный час, праздник, встреча и т.д.). Стабильно в них сохраняется только сама идея.

б) формы свободного творчества. Могут быть сконструированы из различных элементов других форм, часто обозначаются лишь «содержательным» названием, темой, в названии так или иначе всё же отражается методический замысел формы (коллективное дело «Что такое хорошо и что такое плохо», «Звучащие краски» и др.).

Разделение форм работы на две группы по их методическим особенностям позволяет увидеть два методических подхода к конструированию, разработке форм. Первый из них состоит в том, что конструирование идет «от формы»: выбирается некий известный вид формы и наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Второйпредполагает конструирование «от содержания»: за основу берётся конкретная содержательная идея и облачается в некую соответствующую ей форму.

Знание типологии форм идеологической и воспитательной работы необходимо как специалистам в области теоретического педагогического знания, так и педагогам-практикам. (По: Азбука форм идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью: метод. рекомендации / Н. Н. Шацкая, И.Г. Матыцина, З. С. Левчук, О. А. Иванова. –Брест : Изд-во БрГУ, 2007. – 46 с.).


Сейчас читают про: