С учащейся и студенческой молодежью. Форма –отлат. forma – наружный вид, внешнее очертание, определённый, установленный порядок, внешнее выражение содержание

Форма отлат. forma – наружный вид, внешнее очертание, определённый, установленный порядок, внешнее выражение содержание. Само понятие «форма» неоднозначно, что объясняет многоаспектность его использования. В теории и практике воспитания принято понимание формы как внешнего выражения какого-либо содержания.В воспитательной работе есть содержание познавательной информации, эмоций, чувств, поведенческих норм и реакций, практических и организаторских умений, приобретаемых воспитанниками в специально организованной совместной деятельности. Содержание включает в себя и опыт, который актуализируют и приобретают участники деятельности (эмоционально-нравственный и действенно-практический), опыт эмоциональных переживаний, опыт отношений (к людям, к деятельности, к ценностям), опыт взаимодействия и личных действий, опыт общения. Под формой также понимаетсяструктура, система организации чего-либо. Форма идеологической и воспитательной работы задаёт и отражает определённую логику действий (взаимодействия) участников коллективной деятельности.

Существует обобщённая методика (алгоритм) организации коллективных дел и событий. Эта методика предполагает последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Самый общий план её может быть условно выражен формулой «подготовка – проведение – анализ». Однако многие формы обладают собственными специфическими особенностями и отличаются одна от другой. Именно в тех случаях, когда в организуемой деятельности появляются совершенно определённые структурные элементы, можно говорить о форме. Форма идеологической и воспитательной работы приобретает конкретность при использовании совокупности педагогических приёмов и средств, которые обеспечивают внешнее выражение содержания деятельности.

В арсенале педагогов существуют организаторские приёмы, т.е. действия, позволяющие решить конкретную организаторскую задачу. Например, распределение творческих поручений между микроколлективами, можно решить с помощью следующих организаторских приёмов: жеребьёвка, свободный выбор, «аукцион», задание, «добровольцы» и др. Для эффективного решения задачи включения каждого члена коллектива в общую деятельность организаторские приёмы целесообразно сочетать с приёмами педагогического воздействия, стимулирующими участников деятельности: авансирование успеха, доверие, увлечение и др. Необходимым элементом формы являются воспитательные средства прямого и косвенного воздействия. Так, правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников, – средства прямого воздействия. Они помогают устанавливать определённый порядок организации конкретных ситуаций, процедур взаимодействия участников. Элементы оформления коллективных дел и событий (музыкальное, художественное, световое, пространственное) – воспитательные средства косвенного воздействия.

Таким образом, форма идеологической и воспитательной работы это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определённых педагогических задач. Вариативность, конкретность формы достигается использованием совокупности организаторских приёмов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Формы идеологической и воспитательной работы можно разделить:

- по времени проведения: кратковременные, продолжительные, традиционные;

- по времени подготовки: экспромтные формы, формы с предварительной подготовкой;

-по способу организации: организуемые одним человеком (кем-то из членов коллектива или педагогом), организуемые группой участников (постоянным или временным органом, микроколлективом), организуемые коллективно (всеми членами коллектива).

- по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;

- по количеству участников:индивидуальные, групповые, массовые.

- по видам деятельности:интеллектуально-познавательная, трудовая, спортивная, художественная и др.

Организаторы идеологической и воспитательной работы должны учитывать, что формы диалектично взаимосвязаны друг с другом, подвижны и могут видоизменяться в зависимости от поставленных целей и задач, конкретных условий реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: