³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;
³ ответьте на вопросы.
№ 1. «Определите, к какому из этапов развития детского воспитательного коллектива можно отнести каждую из предлагаемых ситуаций:
1. Учащиеся недостаточно хорошо знают друг друга, трудно идут на контакт.
2. Выделяется актив, появляются инициаторы полезных творческих начинаний.
3. Сохраняется устойчивая традиция давать клички одноклассникам и учителям.
4. Педагог предъявляет прямые требования воспитанникам.
5. Все вопросы жизнедеятельности коллектива гласно и демократично решаются путём обсуждения на общем собрании.
6. Педагог постепенно передаёт организаторскую функцию активу.
7. Самоконтроль приобретает всё более устойчивые формы; развивается самокритика и требовательность каждого из членов коллектива» (приводится по: Пуйман, С.А. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. – С. 201).
№ 2. Определите, какие признаки воспитательного коллектива присущи вашей студенческой группе. Если признак, по вашему мнению, имеется, поставьте в соответствующей строчке знак «+».
|
|
Признаки | Знак |
Общие социально и личностно значимые цели | |
Разнообразная совместная организованная деятельность | |
Отношения ответственной зависимости | |
Рациональное распределение ролей | |
Равенство прав и обязанностей членов группы | |
Активная организаторская роль органов самоуправления | |
Устойчивые, позитивные взаимоотношения | |
Сплоченность | |
Взаимопонимание | |
Сознательная дисциплина | |
Наличие положительных традиций и увлекательных перспектив | |
Атмосфера взаимопомощи и доверия | |
Развитые критика и самокритика | |
Возможность обособления личности в группе |
Сделайте вывод об уровне развития вашей студенческой группы в зависимости от степени ее социально-психологической зрелости. Обоснуйте свой вывод.
№ 3. Оцените роль коллектива в развитии личности, письменно ответив на вопросы с позиции педагога, психолога, социолога.
Что дает группа (коллектив) личности? Какие ее свойства и качества могут быть сформированы только или главным образом в группе (коллективе)?
II. Проведение занятия
2.1. Реализация метода «Отгадай, о ком говорим ».
2.2. Обсуждение результатов выполнения заданий 1.1, 1.2 в парах и четверках, коррекция и представление результатов группе.
Заслушивание и обсуждение реферата «Развитие теории воспитательного коллектива в педагогике».