III. Материалы для подготовки и проведения занятия (краткая информационная справка о методах и технологиях, реализуемых в ходе занятия)

« Круглый стол» - форма взаимодействия учащихся, метод (технология) организации их мыследеятельности, смыслотворчества, полилога, имеющий целью развитие мышления учащихся, формирование умений вести обсуждение проблемы, дискуссию, сотрудничать.

Алгоритм реализации:

1. Ведущие объявляют тему и цель «круглого стола», представляют участников.

2. Объявляются правила «круглого стола» (например, «Пришел – не молчи», «Закон поднятой руки», «Коротко о главном», «Отвергаешь – предлагай»), которым должны следовать все участники.

3. Ведущие определяют вопросы «круглого стола», по каждому из которых может назначаться экспертная группа.

4. Объявляется дискуссия по предложенным вопросам: сначала по первому вопросу, затем по второму и т.д. При обсуждении каждого из вопросов ведущий предлагает участникам поочередно высказывать свое мнение.

5. Экспертные группы фиксируют все неповторяющиеся мнения участников и затем поочередно подводят итоги дискуссии по каждому отдельному вопросу.

6. Организуется рефлексия содержания и хода дискуссии.

7. Ведущие подводят итоги «круглого стола»: обобщают выступления экспертных групп; благодарят участников и объявляют закрытие «круглого стола».

Семинарское занятие № 15

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Требования к компетентности по теме

· знать и уметь раскрывать сущность воспитательного коллектива, его структуру и функции; уметь охарактеризовать этапы формирования коллектива и определять этапы (стадии) развития реальных коллективов;

· знать и уметь раскрывать методические аспекты руководства процессом формирования ученического коллектива, понимать значение коллективной деятельности, самоуправления, общественного мнения, традиций, перспектив как атрибутов коллектива;

· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятие «ученическое самоуправление», уметь установить его взаимосвязь с понятием «соуправление»;

· знать и уметь характеризовать формы школьного ученического самоуправления, раскрывать условия и пути его развития; уметь показать роль педагогического коллектива в развитии ученического самоуправления.

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Развитие теории воспитательного коллектива в педагогике.

2. Коллектив как группа высокого уровня развития. Понятие воспитательного коллектива.

3. Структура и этапы развития коллектива.

4. Педагогическое руководство формированием коллектива.

5. Ученическое самоуправление: сущность, формы, пути развития.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы:

Основная:

1. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания. Воспитатика: учебник для студентов высших учебных заведений / И.З. Гликман. – М.: НИИ школьных технологий, 2008. – С. 131-155.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 161-175.

3. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбародова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.– С. 89-105.

4. Пуйман, С.А. Педагогика. Основные положения курса / С.А. Пуйман. – Минск: «ТетраСистемс», 2001. - С. 189-200.

5. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 162-167; С. 176-179.

6. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 348-364.

Дополнительная:

1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск: МГВРК, 2007. – С. 333-353; 374-381.

2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процессе: учеб. пособие. В 3 ч. / С.С. Кашлев. – Минск: Зорны верасень, 2008. – Ч.2. - С. 192-206.

3. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 191-209.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С. 440-461.

5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999..- Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 60-91.

6. Сивашинская, Е.Ф. Педагогические системы и технологии: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, В.Н. Пунчик; под общей ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2010. – С. 124-125.

7. Степаненков, Н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. – С. 362-384.

8. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 349-367.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: