Метод (игровая технология) «Отгадай, о ком говорим» способствует развитию уверенности в себе, улучшению психологического климата в учебной группе, дает коррекционный, терапевтический эффект, воздействуя на эмоциональную сферу учащегося.
Алгоритм реализации:
1. Одному из учащихся педагог (ведущий) предлагает выйти из класса, а оставшимся выбрать ученика, о котором они будут говорить.
2. Дается инструкция: говорить только о положительных качествах ученика»
3. Вышедшему ученику предлагается вернуться в аудиторию.
4. Учащиеся по очереди называют одно качество отгадываемого одноклассника.
5. Отгадывающий после высказываний нескольких участников взаимодействия называет имя предполагаемого ученика, о котором, по его мнению, идет речь.
6. Игра заканчивается, когда называется правильное имя того, кого отгадывали.
7. Организуется рефлексия взаимодействия: проанализируйте свое эмоциональное самочувствие в ходе применения данного метода; применим ли он в школе, для решения каких педагогических задач; какое отношение этот метод имеет к данному семинарскому занятию.
|
|
Семинарское занятие № 16
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Требования к компетентности по теме
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятие «педагогическое общение», а также структуру и функции педагогического общения;
· знать закономерности педагогического общения, раскрывать содержание его бессловесного и словесного компонентов;
· понимать сущность коммуникативной культуры, уметь диагностировать и рефлексировать уровень сформированности у себя коммуникативных способностей и умений;
· знать и характеризовать возможные стили педагогического общения и педагогического руководства, уметь обосновать целесообразность их применения в педагогическом процессе;
· понимать сущность и содержательно интерпретировать понятия «педагогический конфликт», «конфликтоген педагогического общения», знать этапы развития «педагогического конфликта», возможные стили поведения в нем, уметь обосновать их целесообразность;
· знать типы конфликтогенов педагогического общения, их возрастную специфику; уметь применять методы преодоления педагогических конфликтов.
Вопросы для изучения и обсуждения
1. Педагогическое общение, его закономерности.
2. Культура педагогического общения.
3. Стили педагогического общения и педагогического руководства.
4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления.
5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика.
|
|
Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы
1. Березовин, Н.А. Педагогика гностическая: учеб.-метод. пособие для студентов средних и высших пед. учеб. заведений: в 2 ч. Ч. 1 / Н.А. Березовин, О.Л. Жук [и др.]. – Минск: МГВРК, 2007. – С. 214-227.
2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – С. 151-169.
3. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова [и др.]. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – Гл. 3.
4. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук, И.И. Казимирская [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003. – С. 209-218.
5. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 207-229.
6. Рыданова, И.И.Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск: Бел. навука, 1998. – С. 134-179.
7. Сергеев, И.С. Основы педагогической деятельности / И.С. Сергеев. – Издательский дом «Питер», 2004. – Глава 2.
8. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 183-193.
9. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 458-472.