Осмысление любого педагогического феномена обусловливает обращение к его истории, ибо, как сказал В.О. Ключевский, «проводница наша - история с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего».
В цикле психолого-педагогических дисциплин курс «История педагогики и образования» решает свои специфические задачи. «Надстраивая» курс теоретической педагогики, он призван поднять на более высокий уровень обобщений теоретические знания студента по общей педагогике, теории и методике воспитания, дидактике через установление исторических связей современных педагогических идей и проблем с теоретическим и практическим опытом прошлого.
Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования не только педагогической, но и общей культуры будущего педагога, так как оно дает знания о развитии теории и практики воспитания и образования как о процессе и соответственно содействует становлению педагогического профессионализма и мировоззрения человека вообще.
Изучая историю педагогики и образования вдумчиво и основательно, мы не только приобретаем интересную и ценную для профессиональной деятельности информацию, но и учимся мыслить педагогическими категориями, понимать их генезис.
Исторический опыт педагогики и системы образования может быть очень поучителен, поскольку только ретроспективный подход «обеспечивает глубокое и всестороннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать ее место в структуре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь» (З.И. Равкин).
Цель дисциплины: приобщение студентов к становлению и развитию отечественной и зарубежной педагогической мысли, системы образования.
Учебные задачи дисциплины:
1) развитие у студентов культуросообразного педагогического мировоззрения;
2) осмысление своеобразия школы и мировой педагогической мысли на разных этапах путей их развития;
3) изучение происхождения современных систем образования в их историческом развитии на фоне прогрессивных тенденций теории и практики воспитания прошлого;
4) развитие критического и позитивного отношения к вкладу прошлого в современную педагогику.
Методы преподавания дисциплины:
- лекции;
- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
- письменные и устные домашние задания;
- консультации преподавателя;
- самостоятельная работа студентов.
Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «История педагогики и образования» разработан для студентов III курса факультета иностранных языков.
Для изучения данной дисциплины студенты должны в определённой мере владеть знаниями таких дисциплин как философия, отечественная и зарубежная история и обязательно общими основами педагогики, дидактики, теории и методики воспитания.
Требования к уровню освоения содержания: в результате изучения данной дисциплины студенты должны приобрести:
Знания
- о месте истории педагогики и образования в исторической и педагогической науках, о её роли и значимости в подготовке учителей;
- об историческом зарождении и развитии педагогики и школы;
- об основных понятиях курса («педагогическая концепция», «образовательные системы», «народная педагогика», «принцип народности воспитания», «национальная система воспитания», «система общечеловеческого воспитания», формальное и материальное образование, педагогика саморазвития личности, «свободное воспитание», «экспериментальная педагогика», «государственная система образования», «общественная система образования», «частная система образования»);
- об особенностях развития школьного дела и педагогической мысли в различных регионах мира;
- о связи педагогических и философских идей, теории и практики образования; об особенностях проблем национального образования, актуализированных на том или ином этапе истории образования и педагогической мысли;
- о современных мировых тенденциях развития образования;
Умения
- выделять в историко-педагогических и философских текстах основные идеи по обучению и воспитанию детей, по организации школьного дела;
- осуществлять сравнительно-педагогический анализ;
- применять историко-педагогические знания в практике осмысления современного образования и собственной педагогической деятельности.
Навыки
- самостоятельной работы с историко-педагогическими источниками и литературой.
Формы контроля:
1) Текущий контроль:
- подготовка докладов,
- самостоятельная работа с литературой по курсу,
- промежуточное тестирование (более 50% правильных ответов).
2) Итоговый контроль:
- зачет в форме собеседования (оценка «зачтено» предполагает знание основных понятий курса, фактологического материала, умение свободно и грамотно излагать основной материал курса).