Пояснительная записка. Осмысление любого педагогического феноме­на обуслов­ливает обращение к его истории, ибо, как сказал В.О

Осмысление любого педагогического феноме­на обуслов­ливает обращение к его истории, ибо, как сказал В.О. Ключев­ский, «проводница наша - исто­рия с ее светочем, с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошед­шего».

В цикле психолого-педагогических дисциплин курс «Исто­рия педагогики и образования» решает свои специфические за­дачи. «Надстраивая» курс теоретической педагогики, он призван поднять на более высокий уровень обобщений теоретические знания студента по общей педагогике, теории и методике воспи­тания, дидактике через установление исторических связей со­временных педагогических идей и проблем с теоретическим и практическим опытом прошлого.

Изучение истории школы и педагогики – важное условие формирования не только педагогической, но и общей культуры будущего педагога, так как оно дает знания о развитии теории и практики воспитания и образования как о процессе и соответст­венно содействует становлению педагогического профессиона­лизма и мировоззрения человека вообще.

Изучая историю педагогики и образования вдумчиво и ос­новательно, мы не только приобретаем интересную и ценную для профессиональной деятельности информацию, но и учимся мыслить педагогическими категориями, понимать их генезис.

Исторический опыт педагогики и системы образования может быть очень поучителен, поскольку только ретроспектив­ный подход «обеспечивает глубокое и всесто­роннее понимание научной проблемы, позволяет яснее осознать ее место в струк­туре данной науки, развитие ее ведущих идей, их историческую логику и диалектическую взаимосвязь» (З.И. Равкин).

Цель дисциплины: приобщение студентов к становлению и развитию отечественной и зарубежной педагогической мысли, системы образования.

Учебные задачи дисциплины:

1) развитие у студентов культуросообразного педагогического мировоззрения;

2) осмысление своеобразия школы и мировой педагогической мысли на разных этапах путей их развития;

3) изучение происхождения современных систем образования в их историческом развитии на фоне прогрессивных тенден­ций теории и практики воспитания прошлого;

4) развитие критического и позитивного отношения к вкладу прошлого в современную педагогику.

Методы преподавания дисциплины:

- лекции;

- семинарские занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

- письменные и устные домашние задания;

- консультации преподавателя;

- самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана: Курс «История педагогики и образования» разработан для сту­дентов III курса факультета иностранных языков.

Для изучения данной дисциплины студенты должны в оп­ределённой мере владеть знаниями таких дисциплин как фило­софия, отечественная и зарубежная история и обязательно об­щими основами педагогики, дидактики, теории и методики вос­питания.

Требования к уровню освоения содержания: в резуль­тате изучения данной дисциплины студенты должны приобре­сти:

Знания

- о месте истории педагогики и образования в исторической и педагогической науках, о её роли и значимости в подготовке учителей;

- об историческом зарождении и развитии педагогики и школы;

- об основных понятиях курса («педагогическая концепция», «образовательные системы», «народная педагогика», «принцип народности воспитания», «национальная система воспитания», «система общечеловеческого воспитания», формальное и материальное образование, педагогика само­развития личности, «свободное воспитание», «эксперимен­тальная педагогика», «государственная система образова­ния», «общественная система образования», «частная сис­тема образования»);

- об особенностях развития школьного дела и педагогической мысли в различных регионах мира;

- о связи педагогических и философских идей, теории и прак­тики образования; об особенностях проблем национального образования, актуализированных на том или ином этапе ис­тории образования и педагогической мысли;

- о современных мировых тенденциях развития образования;

Умения

- выделять в историко-педагогических и философских текстах основные идеи по обучению и воспитанию детей, по органи­зации школьного дела;

- осуществлять сравнительно-педагогический анализ;

- применять историко-педагогические знания в практике осмыс­ления современного образования и собственной педа­гогической деятельности.

Навыки

- самостоятельной работы с историко-педагогическими источни­ками и литературой.

Формы контроля:

1) Текущий контроль:

- подготовка докладов,

- самостоятельная работа с литературой по курсу,

- промежуточное тестирование (более 50% правильных отве­тов).

2) Итоговый контроль:

- зачет в форме собеседования (оценка «зачтено» предпола­гает знание основных понятий курса, фактологического ма­териала, умение свободно и грамотно излагать основной материал курса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: