Тема 1. Введение

Цель изучения темы - сформировать у студентов пред­ставление об истории педагогики и образования как о науке и учебном предмете.

Задачи изучения темы:

1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин;

2) раскрыть сущность основных понятий курса;

3) выявить многообразие историко-педагогических источников.

Объем темы: 1 час.

Содержание темы:

История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее ме­сто в истории мировой цивилизации. Сущность принципа науч­ного историзма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики.

Методы историко-педагогического исследования.

Педагогические источники как эмпирическая основа по­знания историко-педагогической действительности.

Классификация историко-педагогических источников по Д.И. Раскину. Письменные источники (роды, виды и подвиды). Документальные источники как род (виды: актовые, делопроиз­водственные, статистические и картографические. Повествова­тельные источники как род (виды: личные, художественные, публицистические, исторические, научные). Дидактические ис­точники как род («продукция» учебного процесса от учебников и программ до классных журналов и ученических работ).

Классификация историко-педагогических источников по М.А. Анисову (материалы учебных заведений, учебная литера­тура, художественная литература, мемуарно-эпистолярная пе­дагогическая литература, законодательные материалы, дело­производственная документация, педагогические сочинения).

История педагогики как учебный предмет в высшей педа­гогической школе. Его значение в формировании профессио­нальной культуры будущего учителя.

Методы: лекция.

Литература: 1, 4, 12.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое история педагогики и образования?

2) Что и как она изучает?

3) Каковы задачи и функции истории педагогики и образова­ния?

4) Каково ее место в системе научно-педагогического знания?

5) Какова её роль в профессиональном и личностном становле­нии педагога?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Проведите сравнительный анализ статей «История педаго­гики» из «Педагогической энциклопедии» 1966 и, соответст­венно, 1992 годов издания. Определите, общее и особенное в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания в этих статьях.

2) Определите, какие историко-педагогические источники необ­ходимо использовать, чтобы описать взаимодействие семьи и школы в России XIX в. как феномен.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Эвристическая функция истории педаго­гики при решении проблем теории и практики со­временного российского образования».

2) Реферат на тему: «Становление педагогики как отрасли на­учного знания».

3) Доклад на тему: «Единый курс педагогики и истории педаго­гики: за и против».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: