Цель изучения темы - сформировать у студентов представление об истории педагогики и образования как о науке и учебном предмете.
Задачи изучения темы:
1) определить место и значение курса в образовании педагога и системе педагогических дисциплин;
2) раскрыть сущность основных понятий курса;
3) выявить многообразие историко-педагогических источников.
Объем темы: 1 час.
Содержание темы:
История педагогики и образования как область научного знания. История педагогики как наука о становлении и развитии теории и практики воспитания, образования и обучения. Ее место в истории мировой цивилизации. Сущность принципа научного историзма. Формационный и цивилизационный подходы к изучению школы и педагогики.
Методы историко-педагогического исследования.
Педагогические источники как эмпирическая основа познания историко-педагогической действительности.
Классификация историко-педагогических источников по Д.И. Раскину. Письменные источники (роды, виды и подвиды). Документальные источники как род (виды: актовые, делопроизводственные, статистические и картографические. Повествовательные источники как род (виды: личные, художественные, публицистические, исторические, научные). Дидактические источники как род («продукция» учебного процесса от учебников и программ до классных журналов и ученических работ).
Классификация историко-педагогических источников по М.А. Анисову (материалы учебных заведений, учебная литература, художественная литература, мемуарно-эпистолярная педагогическая литература, законодательные материалы, делопроизводственная документация, педагогические сочинения).
История педагогики как учебный предмет в высшей педагогической школе. Его значение в формировании профессиональной культуры будущего учителя.
Методы: лекция.
Литература: 1, 4, 12.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое история педагогики и образования?
2) Что и как она изучает?
3) Каковы задачи и функции истории педагогики и образования?
4) Каково ее место в системе научно-педагогического знания?
5) Какова её роль в профессиональном и личностном становлении педагога?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Проведите сравнительный анализ статей «История педагогики» из «Педагогической энциклопедии» 1966 и, соответственно, 1992 годов издания. Определите, общее и особенное в трактовке предмета, задач и функций истории педагогики как отрасли знания в этих статьях.
2) Определите, какие историко-педагогические источники необходимо использовать, чтобы описать взаимодействие семьи и школы в России XIX в. как феномен.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Эвристическая функция истории педагогики при решении проблем теории и практики современного российского образования».
2) Реферат на тему: «Становление педагогики как отрасли научного знания».
3) Доклад на тему: «Единый курс педагогики и истории педагогики: за и против».