Цель изучения темы - сформировать у студентов систему научных представлений о достижениях и противоречиях советской школы и педагогики.
Задачи изучения темы:
1) раскрыть сущность различных этапов истории советской школы и педагогики, 1920-х – 1970-х гг.;
2) изучить направления реформ школы в советскую эпоху;
Объем темы: 3 часа.
Содержание темы:
Октябрьская революция и преобразования в области народного образования (1917-1920 гг.).
«Основные принципы единой трудовой школы. Влияние зарубежной педагогики на развитие советской науки и школы 20-х гг.
Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.).
Развитие педагогической науки, разнообразие подходов. Активизация педагогического творчества. Анализ опыта работы «Трудовых коммун», ШКиДы, «Первой опытной станции», «Трудовой колонии им. М. Горького».
Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е гг. (1931-41 гг.).
Феномен 30-х гг. Постановление партии и правительства о школе, утверждающие авторитаризм в управлении образованием. Разгром педологической науки.
|
|
Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллективе.
Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг.
Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.
Нарастание противоречий между официальной педагогикой и общественно-педагогическим движением в 70-80-е гг.
Основные направления реформы школы. Педагоги-новаторы. Педагогика сотрудничества. Несовместимость официальной системы образования с новыми тенденциями ее развития.
Изменение политики в области образования. Закон «Об образовании» (1992, 1996). Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта. Тенденции и итоги развития педагогической теории и практики в 90-е гг. XX века. Принятие Национальной доктрины образования в российской Федерации.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 19-21,26, 27, 32, 33, 36, 42, 43, 48, 49, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 64, 70, 71.
Вопросы для самопроверки:
1) Какие реальные проблемы отечественного образования пыталось решать советское правительство в первое послереволюционное десятилетие?
2) В чем заключались достижения и недостатки советской школы 20-х гг.?
3) Чем были вызваны партийные постановления о школе и педологии первой половины 30-х гг. Какие последствия они имели для развития теории и практики отечественного образования?
4) Какие позитивные тенденции наметились в развитии отечественной педагогики в начале 60-х гг.?
5) Какие противоречия обострились в теории и практике советского образования к середине 80-х гг.?
|
|
6) Какие тенденции были характерны для развития педагогической теории и образовательной практики в России 90-х гг.?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте таблицы «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.», «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.». Выделите и заполните в таблице четыре столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные результаты реформы, историческое значение реформы.
2) Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Новые концепции и практика воспитания и образования в России на рубеже XX–XXI вв.».
2) Доклад на тему: «Сравнительный анализ педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского».
3) Эссе на тему: «Почему после 1917 г. в России педагогика стала называться советской?»