Тема 8. Становление и развитие советской педагогической науки и школы

Цель изучения темы - сформировать у студентов систему научных представлений о достижениях и противоречиях совет­ской школы и педагогики.

Задачи изучения темы:

1) раскрыть сущность различных этапов истории советской школы и педагогики, 1920-х – 1970-х гг.;

2) изучить направления реформ школы в советскую эпоху;

Объем темы: 3 часа.

Содержание темы:

Октябрьская революция и преобразования в области на­родного образования (1917-1920 гг.).

«Основные принципы единой трудовой школы. Влияние зару­бежной педагогики на развитие советской науки и школы 20-х гг.

Развитие советской школы и педагогической науки в 20-е гг. (1920-31 гг.).

Развитие педагогической науки, разнообразие подходов. Активизация педагогического творчества. Анализ опыта работы «Трудовых коммун», ШКиДы, «Первой опытной станции», «Тру­довой колонии им. М. Горького».

Развитие советской школы и педагогической науки в 30-е гг. (1931-41 гг.).

Феномен 30-х гг. Постановление партии и правительства о школе, утверждающие авторитаризм в управлении образова­нием. Разгром педологической науки.

Педагогическая система А.С. Макаренко. Учение о коллек­тиве.

Школа и педагогика в период Отечественной войны 1941-1945 гг.

Педагогический подъем 60-х гг. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

Нарастание противоречий между официальной педагоги­кой и общественно-педагогическим движением в 70-80-е гг.

Основные направления реформы школы. Педагоги-нова­торы. Педагогика сотрудничества. Несовместимость официаль­ной системы образования с новыми тенденциями ее развития.

Изменение политики в области образования. Закон «Об образовании» (1992, 1996). Становление системы вариативного образования. Негосударственные учебные заведения. Освоение зарубежного педагогического опыта. Тенденции и итоги разви­тия педагогической теории и практики в 90-е гг. XX века. Приня­тие Национальной доктрины образования в российской Федера­ции.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 19-21,26, 27, 32, 33, 36, 42, 43, 48, 49, 53, 54, 56, 58, 61, 63, 64, 70, 71.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие реальные проблемы отечественного образования пыта­лось решать советское правительство в первое после­революционное десятилетие?

2) В чем заключались достижения и недостатки советской школы 20-х гг.?

3) Чем были вызваны партийные постановления о школе и педо­логии первой половины 30-х гг. Какие последствия они имели для развития теории и практики отечественного обра­зования?

4) Какие позитивные тенденции наметились в развитии отечест­венной педагогики в начале 60-х гг.?

5) Какие противоречия обострились в теории и практике совет­ского образования к середине 80-х гг.?

6) Какие тенденции были характерны для развития педагогиче­ской теории и образовательной практики в России 90-х гг.?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте таблицы «Реформы отечественной школы в 1917-1953 гг.», «Реформы отечественной школы в 1954-1985 гг.», «Реформы отечественной школы в 1986-2002 гг.». Выделите и заполните в таблице четыре столбца – годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные ре­зультаты реформы, историческое значение реформы.

2) Оцените наследие официальной советской педагогики и опыт работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Новые концепции и практика воспитания и образования в России на рубеже XX–XXI вв.».

2) Доклад на тему: «Сравнительный анализ педагогических идей А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского».

3) Эссе на тему: «Почему после 1917 г. в России педагогика стала называться советской?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: