Тема 7. Содержание образования

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о существующих в современной педагогике подходах к отбору и организации содержания образования.

Задачи изучения темы:

1) осознать исключительную важность проблемы содержания образования в процессе формирования личности человека;

2) выявить многообразие подходов к отбору и организации со­держания образования;

3) рассмотреть явление «стандартизации» образования;

4) изучить нормативные документы, определяющие содержа­ние образование.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Понятие и сущность содержания образования. Теории материального и формального образования в педагогике. Дис­куссионный характер проблемы содержания образования. Кон­цепции содержания образования. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Источники содержания образования. Факторы, детерминирующие содержание школь­ного образования. Общедидактическая система критериев от­бора содержания образования.

Базовая, вариативная и дополнительная со­ставляющие содержания образования. Сущность понятия «стандарт». Стан­дартизация в образовании и её основные объекты (структура, со­держание, объём учебной нагрузки и уровень подготовки уча­щихся). Государст­венный образовательный стандарт. Стандар­тизация образования в основной школе. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы как составная часть го­сударственного стандарта в области образования.

Документы, в которых отражено содержание образова­ния: учебные планы, учебно-методические комплекты (учебные программы, учебники, учебные книги и пособия, рабочие тет­ради для учащихся, учебно-методические пособия и рекомен­дации для учителей, дидактический и раздаточный материал, наглядные средства обучения).

Инвариантная и вариативная часть учебного плана. - Фе­деральный, национально-региональный и школьные компоненты учебного плана конкретного ОУ. - Три вида занятий (обязатель­ные, обязательные по выбору, факультативы).

Образовательные области учебного плана.

Характеристика учебных программ. Типовые, рабочие и ав­торские учебные программы. Способы построения учебных про­грамм (линейный, концентрический, спиральный, смешанный).

Учебник как основной источник знаний и организации само­стоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения. Педагогические требования к учебнику (содержательные, мето­дические, полиграфические).

Стратегия развития вариативного образования в России. Ти­пология и многообразие образовательных учреждений. Автор­ские школы.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 6, 11-13, 23, 26, 28, 32, 33, 43, 46-51.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте сущность понятия «содержание образования». Ка­кие подходы к его определению прослеживаются в совре­мен­ной дидактике? Охарактеризуйте каждый из них.

2) Опишите систему критериев отбора содержания образова­ния.

3) Раскройте сущность явления стандартизации в образовании. В чём её положительные стороны?

4) Охарактеризуйте компоненты образовательного стандарта ОУ.

5) Охарактеризуйте способы построения учебных программ, указав на их достоинства и недостатки.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте глоссарий следующих понятий, ха­рактеризующих элементы содержания образования: «знание», «умение», «на­вык», «способ деятельности», «творчество», «творче­ская деятельность», «социальный опыт», «культура», «цен­ность, «эмоционально-ценностное отношение», «чув­ство». Ответьте на вопросы: 1) Какие из этих понятий явля­ются собственно дидактическими, а какие заимствованы из других наук? 2) Каким образом межпредметные связи дидак­тики с другими науками содействуют решению проблемы со­вершенствования содержания среднего и высшего образова­ния?

2) Непременным условием и необходимым умением будущей про­фессиональной деятельности является умение работать с учебной программой. Проанализируйте учебную программу по Вашей специальности (специализации), отвечая на сле­дующие вопросы:

- Как, на Ваш взгляд, реализуются в программе основ­ные программные функции - образователь­ная, воспитательная, развивающая и организаци­онно-методическая?

- Какой способ построения программы преимущест­венно используется в процессе структурирования учебного материала - линейный, концентрический, спиральный или смешанный?

- Удалось ли авторам программы найти приемлемое ре­шение проблемы целеполагания в обучении (ус­воение знаний, умений и навыков, развитие опре­деленных ка­честв личности учащегося, стимулиро­вание познава­тельной активности и т.д.)?

- Учитываются ли в программе возрастные и индиви­дуальные особенности обучаемых? В какой сте­пени осуществляется дифференциация?

- Какова технология обучения, используемая авто­рами рецензируемой программы?

- В какой мере она нацелена на стимулирование по­знавательного интереса к предмету?

- Достаточно ли глубоко и полно использованы меж­предметные связи в учебном курсе?

- Прослеживаются ли в логике построения про­граммы основные компоненты содержания образо­вания, выделенные И.Я. Лернером (от усвоения знаний в готовом виде к личному опыту осуществ­ления способов деятельности, далее к опыту твор­ческой, поисковой деятельности и от него к эмо­ционально-ценностному восприятию учебного ма­териала)?

- Согласны ли Вы с предлагаемым в программе пе­речнем общеучебных умений и навыков? Какие из них не отве­чают данному возрастному периоду? Какие Вы хотели бы добавить?

- Можно ли назвать данную программу «программой творческой самодеятельности личности обучае­мого» или же это традиционная «программа пере­дачи готовых знаний»? (Пуйман С.А., 1999).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Вариативность учебников: за и против».

2) Эссе на тему: «Зачем мне эти интегралы, я футболистом быть хочу…».

3) Эссе на тему: «Стандарт образования – путь к нестандарт­ной личности».

4) Реферат на тему: «Проблема содержания образования в истории отечественной (зарубежной) педагогики (любой пе­риод)».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: