double arrow

Тема 4. Образование как многоаспектный феномен


Цель изучения темы - сформировать целостное пред­ставление об образовании как многоаспектном феномене.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть категорию «образование» как ценность, как про­цесс и как результат;

2) осмыслить соотношение понятий «образовательный про­цесс», «учебно-воспитательный процесс», «педагогический процесс»;

3) раскрыть сущность образования как педагогического про­цесса;

4) систематизировать знания об инновационных процессах в образовании.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Образование как общественное явление и педагоги­ческий процесс. Различные трактовки феномена «образова­ние». Образование как общечеловеческая ценность. Образо­вание как социокультурный феномен. Социокультурные функции образования. Образование как фактор становления человека в различные периоды жизни.

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обуче­ния в интересах человека, общества и государства.

Образование как система. Образование как многоуров­невое явление.

Сущность, движущие силы, противоречия и логика обра­зо­вательного процесса.

Проблемы целостности учебно-воспитательного процесса. Теории целостного педагогического процесса. Сущно­стные характеристики педагогического процесса: субъектность, организуемость, целостность, полиструктурность, непрерыв­ность, цикличность.




Закономерности педагогического процесса (обусловлен­ность воспитания и обучения общественными потребностями и условиями, взаимозависимость процессов воспитания, обуче­ния, образования и развития личности; определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависи­мость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; взаимосвязь коллектива и личности в учебно-воспитательном процессе; взаимозависимость задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагоги­ческом процессе).

Концепции, реализуемые в современном образователь­ном процессе (концепция гуманизации взаимоотношений, кон­цепция развития индивидуальности, концепция социализации).

Принципы целостного педагогического процесса (целена­правленность педагогического процесса; связь с жизнью; науч­ность; доступность; систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива учащихся в сочетании с педагогическим руково­дством; связь воспитания и обучения с трудом; наглядность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ре­бенка; гуманность, прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития; единство знания и поведения; положительный эмоциональный фон педагогиче­ского процесса). Диалектика и движущие силы педагогического процесса.



Психолого-педагогические основы педагогического про­цесса. Этапы педагогического процесса.

Инновационные образовательные процессы. Педагогиче­ская инновация как нововведение в педагогическую деятель­ность, изменение в содержании и технологии обучения и воспи­тания, имеющее целью повышение их эффективности. Рефор­мирование образования в современном мире: глобальные, на­циональные и региональные направления и тенденции. Россий­ская система образования. Выработка современных подходов к содержанию и уровню образования, академической мобильно­сти, контролю качества обучения, разработке новых образова­тельных стандартов в контексте Болонской декларации.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 5, 10-12, 16, 18, 22, 32, 35, 36, 43, 46, 48.

Вопросы для самопроверки:

1) Какие Вы знаете трактовки феномена «образование».

2) Раскройте сущность категории «целостность» по отношению к образованию как педагогическому процессу.

3) Охарактеризуйте и соотнесите между собой закономерности и принципы педагогического процесса.

4) Какая из современных дидактических концепций Вам наибо­лее близка? Обоснуйте ответ.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Как Вы относитесь к процессам так называемого «оболонива­ния» России?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Моё отношение к инновациям в образова­нии».

2) Реферат на тему: «Образование как общественное явле­ние и педагогический процесс».







Сейчас читают про: