Цель изучения темы - сформировать целостное представление о существующих в современной педагогике подходах к отбору методов и средств обучения.
Задачи изучения темы:
1) выявить сущность категорий «метод» и «метод обучения»;
2) соотнести понятия «метод обучения», «приём обучения», «средство обучения«;
3) рассмотреть различные классификации методов и средств обучения.
Объем темы: 4 часа.
Содержание темы:
Метод как многомерное явление.
Методы обучения. Понятие, сущность и содержание метода и приема обучения. Из истории развития методов обучения.
Проблема классификации методов обучения.
Классификация методов обучения по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, методы повторения и закрепления знаний, методы применения знаний, методы контроля).
Классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические).
Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучаемого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские).
|
|
Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении).
Выбор методов обучения.
Сущность понятия «средства обучения». Объекты, выполняющие функцию средств обучения (материальные и духовные).
Классификация средств обучения: по субъекту деятельности (преподавания и обучения), по составу объектов (материальные и идеальные), по отношению к учебной информации (изучения нового материала, запоминания, повторения и закрепления, контроля качества знаний, организации и управления учебном процессом, информационные), по функциям в учебном процессе (коммуникации и учебной работы), по чувственной модальности (визуальные, аудиальные, аудиовизуальные) и т.д.
Наглядные средства как важнейшие из материальных средств обучения (объёмные пособия, печатные пособия, проекционный материал).
Мысль как средство обучения.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 31-33, 39, 41, 43, 46-48, 52, 53.
Вопросы для самопроверки:
1) Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием.
2) Методы обучения тождественны принципам обучения?
3) Чем обусловлено многообразие методов обучение?
4) Чем обусловлен исторический характер развития методов обучения их использование в практике преподавания?
5) Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.
|
|
6) Какие практические методы обучения применяются в учебном процессе? Что общего в их использовании? В чем своеобразие отдельных методов?
7) Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения.
8) Какие условия определяют выбор методов и средств обучения? Перечислите их, приведите примеры.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.
2) Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения? Что является достоянием индивидуальности педагога, а что представляется неубедительным?
3) Докажите, почему ни один метод обучения не может использоваться как универсальный?
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Проблема исследовательского метода в педагогике: история и современное состояние».
2) Реферат на тему: «Многообразие средств обучения в современной школе».