double arrow

Тема 8. Методы и средства обучения

Цель изучения темы - сформировать целостное пред­ставление о существующих в современной педагогике подходах к отбору методов и средств обучения.

Задачи изучения темы:

1) выявить сущность категорий «метод» и «метод обучения»;

2) соотнести понятия «метод обучения», «приём обучения», «средство обучения«;

3) рассмотреть различные классификации методов и средств обучения.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Метод как многомерное явление.

Методы обучения. Понятие, сущность и содержание метода и приема обучения. Из истории развития методов обучения.

Проблема классификации методов обучения.

Классификация методов обучения по дидактическим целям (методы изложения новых знаний, методы повторения и закрепле­ния знаний, методы применения знаний, методы контроля).

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические).

Классификация методов обучения в зависимости от харак­тера познавательной деятельности учащихся по усвоению изучае­мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские).

Классификация методов обучения на основе целостного под­хода к процессу обучения (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации, методы контроля и самоконтроля в обучении).

Выбор методов обучения.

Сущность понятия «средства обучения». Объекты, выпол­няющие функцию средств обучения (материальные и духовные).

Классификация средств обучения: по субъекту деятельности (преподавания и обучения), по составу объектов (материальные и идеальные), по отношению к учебной информации (изучения нового материала, запоминания, повторения и закрепления, контроля ка­чества знаний, организации и управления учебном процессом, ин­формационные), по функциям в учебном процессе (коммуникации и учебной работы), по чувственной модальности (визуальные, ауди­альные, аудиовизуальные) и т.д.

Наглядные средства как важнейшие из материальных средств обучения (объёмные пособия, печатные пособия, проекци­онный материал).

Мысль как средство обучения.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 11, 12, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 28, 29, 31-33, 39, 41, 43, 46-48, 52, 53.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте определение понятиям метод обучения, методический прием.

2) Методы обучения тождественны принципам обучения?

3) Чем обусловлено многообразие методов обучение?

4) Чем обусловлен исторический характер развития методов обучения их использование в практике преподавания?

5) Раскройте исходные позиции классификации методов обуче­ния.

6) Какие практические методы обучения применяются в учеб­ном процессе? Что общего в их использовании? В чем свое­образие отдель­ных методов?

7) Покажите, как в одном учебном предмете можно использо­вать в комплексе разнообразные методы обучения.

8) Какие условия определяют выбор методов и средств обуче­ния? Перечис­лите их, приведите примеры.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Какие методы обучения используют в своей работе педа­гоги-но­ваторы? Что, по Вашему мнению, в их опыте заслу­живает изучения и распространения? Что является достоя­нием индивидуальности педагога, а что представляется не­убедительным?

3) Докажите, почему ни один метод обучения не может использо­ваться как универсальный?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Проблема исследовательского метода в педагогике: история и современное состояние».

2) Реферат на тему: «Многообразие средств обучения в со­временной школе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: