double arrow

Тема 5. Сущность процесса обучения

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о процессе обучения.

Задачи изучения темы:

1) выявить специфическую сущность процесса обучения как части целостного педагогического процесса;

2) изучить методологические и психологические основы про­цесса обучения;

3) рассмотреть процесс обучения структурно с позиций совре­менной дидактики.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Сущность процесса обучения как части целостного педаго­гического процесса.

Дидактика как наука, изучающая сущность и закономерности процесса обучения. Предмет дидактики, методы и функции ди­дактических исследований. Краткая история развития дидакти­ческих идей, анализ современ­ных дидактических концепций (концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, концепция со­держательного обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, кон­цепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной, концепция проблемного обуче­ния Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, В. Оконь и др.).

Структурные компоненты учебного процесса. Мотива­ци­онно-стиму­лирующий, содержательно-деятельностный, оце­ночно-измеритель­ный и регулятивный компоненты обучения.

Единство образовательной, воспитательной и разви­вающей функций обучения. Социальная функция обучения.

Теория отражения как методологическая основа процесса обучения. Обучение как вид познания. Основные этапы овладе­ния знаниями: восприятие (сосредоточение внимания, выделе­ние объекта деятельности, уяснение учебной задачи); осмысли­вание (понимание теории, овладение теоретическим и практи­ческим материалом); формирование и закрепление умений и навыков; применение знаний в практической деятельности.

Психологические основы учебного процесса: мотивы уче­ния школьников, их развитие и формирование; роль познава­тельного интереса в обучении; развитие познавательной актив­ности и самостоятельности учащихся; эмоциональный фон обу­чения.

Двусторонний и личностный характер обучения. Един­ство преподавания и учения. Обучение как сотворчество учи­теля и ученика. Деятельность преподавателя и ученика в раз­ных видах обучения.

Формирование учебной деятельности школьников. Основ­ные общеучебные и специальные умения.

Дидактические системы и модели обучения.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 16, 19, 21, 23, 24, 27-29, 31, 33, 39, 43, 45, 46, 48, 50.

Вопросы для самопроверки:

1) Дайте определение дидактики как особой педагогической дисциплины и перечислите проблемы, которые она иссле­дует.

2) Раскройте сущность процесса обучения как двустороннего процесса. Какие компоненты входят в структуру процесса обучения?

3) Раскройте роль и специфику обучения в процессе всесторон­него развития личности.

4) Перечислите функции процесса обучения и дайте характери­стику каждой из них.

5) Как соотносятся для вас понятия «обучение» и «образова­ние»?

6) Охарактеризуйте теорию отражения как методологическую основу процесса обучения.

7) Раскройте сущность одной из современных дидактических концепций.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) В конспективной форме опишите различные подходы в дидак­тике к пониманию сущности и организации учебного процесса (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина, Ш.А. Амонашвили и др. педагоги).

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Современные зарубежные дидактические концепции».

2) Реферат на тему: «Организация учебной деятельности уча­щихся в опыте педагогов-новаторов».

3) Реферат на тему: «Интеграция образования в современной школе».

4) Реферат на тему: «Проблемы оптимизации обучения в совре­менной школе».

Тема 6. Закономерности и принципы обучения как основа построе­ния учебного процесса.

Цель изучения темы - раскрыть систему принципов обу­чения на основе закономерностей обучения.

Задачи изучения темы:

1) сформировать представление о роли законов и закономерно­стей в построении учебного процесса;

2) способствовать уяснению устойчивых связей между законо­мерностями и принципами обучения;

3) раскрыть суть общепризнанных принципов обучения.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Закономерности и принципы обучения. Закономерность обучения как педагогическая категория и теоретическая основа выработки принципов обучения. Классификация закономерно­стей обучения (дидактические, гносеологические, психологиче­ские, кибернетические, организационные закономерности).

Принцип обучения как категория дидактики. Из истории раз­вития принципов обучения. Система дидактических принципов. Характеристика общепризнанных принципов обучения (научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, система­тичности и последовательности, прочности усвоения, воспиты­вающего обучения, личностного подхода, связи теории с практи­кой).

Взаимосвязь принципов обучения. Современные принципы обучения и воспитания. Реализация взаимосвязи современных принципов в учебном процессе.

Методы: лекция.

Литература: 1-3, 11, 12, 23, 33, 43, 46, 48.

Вопросы для самопроверки:

1) Что выражают понятия «закономерность» и «закон»?

2) Какие группы закономерностей, и на основании каких крите­риев, выделяются в педагогике?

3) Влияет ли формулировка закономерности на её объектив­ность?

4) Что такое принцип обучения?

5) Объясните взаимосвязь закономерностей и принципов обуче­ния.

6) Какие принципы обучения признавал К.Д. Ушинский?

7) Охарактеризуйте общепризнанные принципы обучения.

8) Почему Я.А. Коменский называл принцип наглядности в обу­чении «золотым правилом дидактики»?

9) В чём сущность принципа научности? Как его реализовать в обучении?

10) Какова роль принципов обучения в действиях учителя?

11) На какой принцип обучения необходимо опираться учителю, учитывая слова К.Д. Ушинского о том, что «дитя мыслит формами, красками, звуками»?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) За что Я.А. Коменского называют основоположником науч­ной педагогики?

3) Я.А. Коменский писал:

«Правильно обнаруженные общие понятия дадут нам общие и прочные законы разумного обучения, которые необходимо соблюдать всегда и всюду; кроме того, ча­стные знания дадут нам, в свою очередь, законы част­ные, которые необходимо соблюдать только в част­ных случаях» (Коменский Я.А. Новейший метод языков // Избр. пед. сочинения: В 2 т. – М., 1982. – С.529).

Сформулируйте смысл сказанного Я.А. Коменским совре­менным научно-педагогическим языком.

4) Если ученику слишком легко даётся учеба, это должно только радовать учителя и родителей?

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Все ли принципы обучения учитываются в школьной практике сегодня? Почему?»

2) Доклад на тему: «Закономерности обучения, установлен­ные в античной педагогике».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: