Тема 10. Диагностика и контроль в обучении

Цель изучения темы – изучить проблему диагностики в педагогике.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть сущность феномена педагогического диагности­рования;

2) установить взаимосвязь оценки и диагностики в педагогиче­ском процессе;

3) проследить основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики;

4) установить острую актуальность проблема оценки знаний на современном этапе развития образования и педагогики че­рез разнообразие подходов к пониманию результативности образовательного процесса.

Объем темы: 2 часа.

Содержание темы:

Контрольно-оценочная функция педагогической деятельно­сти.

Диагностика, сущность понятия. Этапы диагностического процесса. Педагогическая диагностика. Функции педагогической диагностики.

Взаимосвязь оценки и диагностики в педагогическом про­цессе. Сущность понятия «оценка». Функции оценки (стимули­рующая, контролирующая, фиксирующая, ориентирующая, ин­формирующая, воспитательная, диагностирующая). Критерии оценки (нормативный, сопоставительный, личностный). Формы оценки (нормо-относительная, критериальная, процессуальная).

Основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики.

Тенденции изменения оценочной системы в школе на со­временном этапе. Ошибки оценивания.

Образованность личности как объект диагностики. Подходы к пониманию результативности образовательного процесса (или концепции образованности). Компетентность как уровень образо­ванности. Компетентность общекультурная, методологическая, профессиональная.

Педагогическая диагностика образованности школьников. Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике.

Контроль как важный момент диагностирования. Виды кон­троля (предварительный, текущий, периодический, тематиче­ский, итоговый, отсроченный). Формы контроля (индивидуаль­ный, групповой, фронтальный). Методы контроля (устный, пись­менный, практический, машинный и самоконтроль).

Методы: лекция.

Литература: 1-4, 7, 9, 11, 12, 23, 30, 31, 33, 39, 41, 43, 46-48.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое диагностика?

2) Охарактеризуйте этапы диагностического процесса.

3) В чём отличия педагогической диагностики от диагностики психологической?

4) Охарактеризуйте основные функции оценки.

5) На основании чего выделяются этапы использования диагно­стических методов в истории педагогики?

6) Опишите ряд подходов к пониманию результативности образо­вательного процесса (на выбор).

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Составьте схему взаимосвязей понятий, образующих катего­рию «образованность» - грамотность, функциональная грамотность, компетентность (общекультурная, мето­дологическая, допрофессиональная) - и знаний и умений, их наполняющих.

3) В освоении каких предметов школьной программы Вы бы изменили систему оценивания достижений учащихся? По­чему?

4) Разработайте свою отметочную или оценочную систему, опре­делив подходы и критерии оценивания.

5) Определите нормы владения знаниями, умениями и навы­ками по одному из учебных предметов Вашей специально­сти в каждом из ранговых значений 5-бальной шкалы.

6) Н.Г.Чернышевский сказал: «Образован­ным человеком назы­вается тот, кто приобрел много знаний, и кроме того привык быстро и верно соображать, что хорошо, что дурно, что справед­ливо и что несправедливо, или как вы­ражаются одним словом, привык «мыс­лить», и наконец у кого понятия и чувства получили благородное и возвы­шенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - об­ширные знания, привычка мыс­лить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Сформулируйте свое отношение к проблеме.

7) Прочитав отрывок из повести В.П. Катаева, ответьте на во­просы: 1) Какую психологическую отличительную особен­ность первоклассника подметил автор? 2) Почему перво­классникам так хочется иметь побольше отметок? 3) Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой осо­бенности первоклассника и как их надо учитывать в про­цессе преподавания в младших классах?

«...Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, крас­ный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квар­тиру:

- Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смот­рите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках!

И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая ме­шать созерцанию отметок.

- А ну-ка, ну-ка! - воскликнула тетя, вбегая с вы­кройкой в руках в столовую. - Покажи свои отметки.

Она взяла со стола тетрадь и быстро пробе­жала ее гла­зами.

- Закон Божий - два, русский - два, арифметика - два, внимание - три и прилежание - три, - с удивле­нием сказала тетя, укоризненно качая головой. Не понимаю, чего же ты радуешься? Сплошные двойки!

Петя с досады даже топнул ногой.

- Вот так я и знал! - закричал он, чуть не плача от обиды. - Как Вы, тетя, не понимаете? Важно, что отметки! Понимаете: от-мет-ки! А Вы не хотите этого понять... Так всегда!..

И Петя, схватив сердито знаменитую тетрадь, помчался во двор показывать отметки мальчикам» (Катаев В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи. - М.: Известия, 1968. – С.165-166)..

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Моё отношение к педагогической диагно­стике».

2) Эссе на тему: «Оценка и отметка: соотношение понятий».

3) Эссе на тему: «ЕГЭ: плюсы и минусы».

4) Реферат на тему: «Использования диагностических методов в отечественной школе 20-х гг. (30-х гг., 60-х гг.) XX века».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: