Цель изучения темы – изучить проблему диагностики в педагогике.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть сущность феномена педагогического диагностирования;
2) установить взаимосвязь оценки и диагностики в педагогическом процессе;
3) проследить основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики;
4) установить острую актуальность проблема оценки знаний на современном этапе развития образования и педагогики через разнообразие подходов к пониманию результативности образовательного процесса.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Контрольно-оценочная функция педагогической деятельности.
Диагностика, сущность понятия. Этапы диагностического процесса. Педагогическая диагностика. Функции педагогической диагностики.
Взаимосвязь оценки и диагностики в педагогическом процессе. Сущность понятия «оценка». Функции оценки (стимулирующая, контролирующая, фиксирующая, ориентирующая, информирующая, воспитательная, диагностирующая). Критерии оценки (нормативный, сопоставительный, личностный). Формы оценки (нормо-относительная, критериальная, процессуальная).
Основные этапы использования диагностических методов в истории педагогики.
Тенденции изменения оценочной системы в школе на современном этапе. Ошибки оценивания.
Образованность личности как объект диагностики. Подходы к пониманию результативности образовательного процесса (или концепции образованности). Компетентность как уровень образованности. Компетентность общекультурная, методологическая, профессиональная.
Педагогическая диагностика образованности школьников. Проблема оценки знаний в современной педагогической теории и практике.
Контроль как важный момент диагностирования. Виды контроля (предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный). Формы контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный). Методы контроля (устный, письменный, практический, машинный и самоконтроль).
Методы: лекция.
Литература: 1-4, 7, 9, 11, 12, 23, 30, 31, 33, 39, 41, 43, 46-48.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое диагностика?
2) Охарактеризуйте этапы диагностического процесса.
3) В чём отличия педагогической диагностики от диагностики психологической?
4) Охарактеризуйте основные функции оценки.
5) На основании чего выделяются этапы использования диагностических методов в истории педагогики?
6) Опишите ряд подходов к пониманию результативности образовательного процесса (на выбор).
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.
2) Составьте схему взаимосвязей понятий, образующих категорию «образованность» - грамотность, функциональная грамотность, компетентность (общекультурная, методологическая, допрофессиональная) - и знаний и умений, их наполняющих.
3) В освоении каких предметов школьной программы Вы бы изменили систему оценивания достижений учащихся? Почему?
4) Разработайте свою отметочную или оценочную систему, определив подходы и критерии оценивания.
5) Определите нормы владения знаниями, умениями и навыками по одному из учебных предметов Вашей специальности в каждом из ранговых значений 5-бальной шкалы.
6) Н.Г.Чернышевский сказал: «Образованным человеком называется тот, кто приобрел много знаний, и кроме того привык быстро и верно соображать, что хорошо, что дурно, что справедливо и что несправедливо, или как выражаются одним словом, привык «мыслить», и наконец у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, т.е. приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти три качества - обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». Сформулируйте свое отношение к проблеме.
7) Прочитав отрывок из повести В.П. Катаева, ответьте на вопросы: 1) Какую психологическую отличительную особенность первоклассника подметил автор? 2) Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок? 3) Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как их надо учитывать в процессе преподавания в младших классах?
«...Однажды в субботу Петя, не раздеваясь, вбежал в столовую, сияющий, взволнованный, красный от счастья. Он размахивал нарядной записной тетрадью, крича на всю квартиру:
- Тетя! Павка! Дуня! Идите сюда скорее! Смотрите, мне поставили отметки! Ах, как жалко, что папа на уроках!
И, торжественно швырнув тетрадь на стол, мальчик с гордой скромностью отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.
- А ну-ка, ну-ка! - воскликнула тетя, вбегая с выкройкой в руках в столовую. - Покажи свои отметки.
Она взяла со стола тетрадь и быстро пробежала ее глазами.
- Закон Божий - два, русский - два, арифметика - два, внимание - три и прилежание - три, - с удивлением сказала тетя, укоризненно качая головой. Не понимаю, чего же ты радуешься? Сплошные двойки!
Петя с досады даже топнул ногой.
- Вот так я и знал! - закричал он, чуть не плача от обиды. - Как Вы, тетя, не понимаете? Важно, что отметки! Понимаете: от-мет-ки! А Вы не хотите этого понять... Так всегда!..
И Петя, схватив сердито знаменитую тетрадь, помчался во двор показывать отметки мальчикам» (Катаев В.П. Белеет парус одинокий. Хуторок в степи. - М.: Известия, 1968. – С.165-166)..
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «Моё отношение к педагогической диагностике».
2) Эссе на тему: «Оценка и отметка: соотношение понятий».
3) Эссе на тему: «ЕГЭ: плюсы и минусы».
4) Реферат на тему: «Использования диагностических методов в отечественной школе 20-х гг. (30-х гг., 60-х гг.) XX века».