Цель изучения темы – сформировать целостное представление о существующих в педагогике формах обучения в их многообразии.
Задачи изучения темы:
1) выявить сущность категории «форма обучения»;
2) ознакомиться с историей становления и развития организационных форм обучения;
3) изучить классно-урочную систему и собственно урок как основную форму организации обучения в современной школе.
Объем темы: 4 часа.
Содержание темы:
Форма обучения как дидактическая категория.
Из истории становления и развития организационных форм обучения. Индивидуальная – индивидуально-групповая – классно-урочная системы обучения. Белл-ланкастерская система. Батавская система. Маннгеймская система. Лабораторная система или система мастерских (Дальтон-план). Бригадно-лабораторная система как модификация Дальтон-плана. План Трампа.
Современные модели организации обучения. Я.А. Коменский о классно-урочной системе обучения. Урок как основная форма организации учебной работы. Требования к уроку. Построение учебного процесса на уроке (взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, опора на личный опыт учащихся, воспитание положительных мотивов учения и самостоятельности, организация коллективной, групповой и индивидуальной работы, контроль за ходом и результатами учебной работы каждого ученика). Динамические пары. Сотрудничество в обучении. Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Типы уроков: сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, повторения, обобщающий, контрольный, комбинированный, урок синтеза. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
|
|
Другие формы организации обучения. Экскурсии. Виды учебных экскурсий, их значение. Практические занятия. Домашняя самостоятельная работа учащихся, ее своеобразие и значение. Виды домашних учебных заданий. Индивидуализация и дифференциация домашних заданий.
Специфика и организация самостоятельной учебной работы в школах-интернатах, группах продленного дня. Организация учебного процесса в опыте учителей-новаторов.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 8, 11-13, 23, 24, 28, 29, 31-34, 37-41, 43, 46-48, 53-55.
Вопросы для самопроверки:
1) Что такое форма обучения как дидактическая категория?
2) Выделите характерные черты организационных форм обучения в истории образования.
3) Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебной деятельности в процессе обучения.
4) Перечислите формы обучения, существующие в школьной практике, кроме урока. Какие из них применяются активнее других? Почему?
|
|
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.
2) Был ли Я.А. Коменский «изобретателем» классно-урочной системы обучения? Почему?
3) Почему урок так «прижился» в школе в сравнении с другими формами обучения?
4) Заполните таблицу:
Становление и развитие форм организации обучения
Название | Время и место возникновения | Краткая характеристика | Основные достоинства | Недостатки |
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Эссе на тему: «Лучший урок моей школьной жизни».
2) Реферат на тему: «Урок как основная форма обучения в отечественной школе XIX века».