Тема 9. Формы обучения

Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о существующих в педагогике формах обучения в их многообразии.

Задачи изучения темы:

1) выявить сущность категории «форма обучения»;

2) ознакомиться с историей становления и развития организа­ционных форм обучения;

3) изучить классно-урочную систему и собственно урок как ос­новную форму организации обучения в современной школе.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Форма обучения как дидактическая категория.

Из истории становления и развития организационных форм обучения. Индивидуальная – индивидуально-групповая – классно-урочная системы обучения. Белл-ланкастерская система. Батавская система. Маннгеймская система. Лабора­торная система или система мастерских (Дальтон-план). Бри­гадно-лабораторная система как модификация Дальтон-плана. План Трампа.

Современные модели организации обучения. Я.А. Комен­ский о классно-урочной системе обучения. Урок как основная форма организации учебной работы. Требования к уроку. По­строение учебного процесса на уроке (взаимосвязь образова­тельных, воспитательных и развивающих задач урока, опора на личный опыт учащихся, воспитание положительных мотивов учения и самостоятельности, организация коллективной, груп­повой и индивидуальной работы, контроль за ходом и результа­тами учебной работы каждого ученика). Динамические пары. Со­трудничество в обучении. Структура урока и его элементы. Осо­бенности построения различных типов уроков. Типы уроков: со­общения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, повторения, обобщающий, контрольный, комбиниро­ванный, урок синтеза. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала.

Другие формы организации обучения. Экскурсии. Виды учебных экскурсий, их значение. Практические занятия. Домаш­няя самостоятельная работа учащихся, ее своеобразие и значе­ние. Виды домашних учебных заданий. Индивидуализация и дифференциация домашних заданий.

Специфика и организация самостоятельной учебной ра­боты в школах-интернатах, группах продленного дня. Организа­ция учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 8, 11-13, 23, 24, 28, 29, 31-34, 37-41, 43, 46-48, 53-55.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое форма обучения как дидактическая категория?

2) Выделите характерные черты организационных форм обуче­ния в истории образования.

3) Охарактеризуйте урок как основную форму организации учеб­ной деятельности в процессе обучения.

4) Перечислите формы обучения, существующие в школьной практике, кроме урока. Какие из них применяются активнее других? Почему?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Был ли Я.А. Коменский «изобретателем» классно-урочной системы обучения? Почему?

3) Почему урок так «прижился» в школе в сравнении с другими формами обучения?

4) Заполните таблицу:

Становление и развитие форм организации обучения

Название Время и место возникновения Краткая характеристика Основные достоинства Недостатки
         

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Лучший урок моей школьной жизни».

2) Реферат на тему: «Урок как основная форма обучения в оте­чественной школе XIX века».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: