Цель изучения темы – рассмотреть коллектив как объект и субъект воспитания.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть проблему детского коллектива и воспитания личности в коллективе в истории отечественной педагогики;
2) определить возможности коллектива и силу его воздействия на личность;
3) рассмотреть пути формирования детских коллективов;
4) изучить основы педагогического руководства детским коллективом;
5) рассмотреть детские объединения как институт воспитания.
Объем темы: 3 часа.
Содержание темы:
Ученический коллектив. Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие о коллективе и его воспитательных возможностях. А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и др. педагоги о воспитании в коллективе и через коллектив. Современные концепции коллективного воспитания. Разновозрастные объединения и их воспитательный потенциал. Функции ученического коллектива. Типы и структура детских коллективов.
Основные пути формирования детских коллективов: совместная целенаправленная деятельность (учение, труд, игра, спорт, художественная деятельность), система перспектив, традиции. Диалектика (этапы) развития коллектива и его взаимоотношения с окружающим миром.
Педагогическое руководство коллективом. Позиция воспитателя в процессе формирования коллектива.
Организация КТД, их воспитательное значение в системе формирования коллектива и личности. Коммунарская методика, ее развитие. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.
Развитие детского самоуправления. Органы самоуправления и содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.
Виды отношений в коллективе. Взаимоотношения в системе «личность-коллектив». Система параллельного действия.
Детские объединения как институт воспитания. Типы детских объединений. Вариативно-программный подход к определению содержания детских организаций.
Методы: лекция, семинарское занятие.
Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-14, 17, 19, 21, 29, 30, 32-34, 37, 39, 42, 43, 45, 48, 50, 55, 58, 62, 68, 71, 84.
Вопросы для самопроверки:
1) Раскройте понятие «детский коллектив» и современные взгляды на его роль в воспитании личности.
2) В чём проявляется принцип «параллельного действия» при воспитании личности в коллективе и какова его динамика на разных этапах развития коллектива?
3) Назовите движущие силы и этапы развития коллектива. Проанализируйте изменения отношения педагога с коллективом воспитанников на разных стадиях его развития. Что представляет собой система «перспективных линий» и какова их роль в развитии коллектива?
4) Как Вы думаете, почему теория коллектива возникла и активно развивалась в нашей стране? Что этому способствовало?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) В истории педагогики известны различные взгляды на воспитание личности в коллективе. Обоснуйте собственную точку зрения на эту проблему.
2) Ознакомьтесь с публикациями Ю. Азарова по данной теме. Выскажите свое мнение.
3) С опорой на первоисточники дайте характеристику нескольких детских объединений по следующему алгоритму: 1) история становления; 2) основоположники данного детского объединения; 3) цель детского объединения; 4) принципы; 5) девиз; 6) положительные стороны; 7) недостатки; 8) развитие данного детского объединения на современном этапе.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Возможности коллективного воспитания в современной школе».