double arrow

Тема 7. Воспитание личности в коллективе


Цель изучения темы – рассмотреть коллектив как объект и субъект воспитания.

Задачи изучения темы:

1) рассмотреть проблему детского коллектива и воспитания личности в коллективе в истории отечественной педагогики;

2) определить возможности коллектива и силу его воздействия на личность;

3) рассмотреть пути формирования детских коллективов;

4) изучить основы педагогического руководства детским коллек­тивом;

5) рассмотреть детские объединения как институт воспитания.

Объем темы: 3 часа.

Содержание темы:

Ученический коллектив. Коллектив как объект и субъект воспитания. Понятие о коллективе и его воспитательных воз­можностях. А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский и др. педагоги о воспитании в коллективе и через коллектив. Со­временные концепции коллективного воспитания. Разновозраст­ные объединения и их воспитательный потенциал. Функции уче­нического коллектива. Типы и структура детских коллективов.

Основные пути формирования детских коллективов: со­вместная целенаправленная деятельность (учение, труд, игра, спорт, художественная деятельность), система перспектив, тра­диции. Диалектика (этапы) развития коллектива и его взаимоот­ношения с окружающим миром.

Педагогическое руководство коллективом. Позиция воспи­тателя в процессе формирования коллектива.

Организация КТД, их воспитательное значение в системе формирования коллектива и личности. Коммунарская методика, ее развитие. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова.

Развитие детского самоуправления. Органы самоуправле­ния и содержание их деятельности. Требования к организации работы по развитию ученического самоуправления.

Виды отношений в коллективе. Взаимоотношения в сис­теме «личность-коллектив». Система параллельного действия.

Детские объединения как институт воспитания. Типы дет­ских объединений. Вариативно-программный подход к опреде­лению содержания детских организаций.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 5, 7, 9, 12-14, 17, 19, 21, 29, 30, 32-34, 37, 39, 42, 43, 45, 48, 50, 55, 58, 62, 68, 71, 84.

Вопросы для самопроверки:

1) Раскройте понятие «детский коллектив» и современные взгляды на его роль в воспитании личности.

2) В чём проявляется принцип «параллельного действия» при воспитании личности в коллективе и какова его динамика на разных этапах развития коллектива?

3) Назовите движущие силы и этапы развития коллектива. Про­анализируйте изменения отношения педагога с коллективом воспитанников на разных стадиях его развития. Что пред­ставляет собой система «перспективных линий» и какова их роль в развитии коллектива?

4) Как Вы думаете, почему теория коллектива возникла и ак­тивно развивалась в нашей стране? Что этому способство­вало?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) В истории педагогики известны различные взгляды на воспи­тание личности в коллективе. Обоснуйте собственную точку зрения на эту проблему.

2) Ознакомьтесь с публикациями Ю. Азарова по данной теме. Выскажите свое мнение.

3) С опорой на первоисточники дайте характеристику несколь­ких детских объединений по следующему алгоритму: 1) ис­тория становления; 2) основоположники данного детского объединения; 3) цель детского объединения; 4) принципы; 5) девиз; 6) положительные стороны; 7) недостатки; 8) развитие данного детского объединения на современном этапе.

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Реферат на тему: «Возможности коллективного воспитания в современной школе».


Сейчас читают про: