Было выявлено, что в современных условиях этот возраст может решить свои образов. задачи, если на его протяжении будут возникать и развиваться следующие психические новообразования: -абстрактно-теоретическое мышление;
-способность к произвольному (т. е. осознанному и целенаправленному) -управлению поведением; -активность и субъектность ребенка в учебной деятельности.
Необходимо организовать обучение, способное создавать необходимые зоны ближайшего развития, которые со временем превращались бы в требуемые новообразования.
-ориентация содержания и методов обучения преимущественно на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления в начальной школе является важным, но не самым эффективным путем развития детей.
-Построение учеб. предметов должно проектировать формирование у школьников теоретического сознания и мышления, которое имеет свое особое, отличное от эмпирического, содержание.
В основе теоретического сознания и мышления лежит содерж. обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающуюся систему предметов, может обнаружить ее генетически исходное, существенное или всеобщее основание. Выделение и фиксация этого основания есть содержательное обобщение данной системы. В.В.Давыдов отмечает следующие основные различия эмпирического и теоретического мышления:
|
|
-эмпирические знания есть результат сравнения предметов и представлений о них, а теоретические знания возникают в процессе анализа их функций;
-в процессе эмпирического сравнения происходит выделение формального свойства, общего для всех предметов, а теоретический анализ позволяет открыть реальные отношения в системе предметов или явлений;
Личностно-ориентированная концепция. Автор - Е.В. Бондаревская. Механизм воспитания - субъект - субъектное взаимодействие, предполагающее:- изучение узловых событий жизни ребенка;- педагогическую интерпретацию его индивидуальных особенностей;- принятие его как данности;- совместное проектирование этапов его дальнейшего развития; •- адаптацию воспитательных средств;- вовлечение его в жизненные события;- раскрепощение его для диалога, творчества, саморазвития.
Биопсихологическая концепция воспитания. Автор - О.С. Газман. Механизм воспитания: Механизм педагогической поддержки ребенка: I. Диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы с т. з. ее значимости. П. Организация совместного поиска причин возникновения проблемы. III. Проектирование действий педагога и ребенка, заключение договора. IV. Совместное обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы, осмысление обоими нового опыта жизни.