Системная концепция воспитания

Авторы - В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.

Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.

Идеальная цель — всестороннее гармоничное развитие личности. Реальная цель воспитания будет достигнута путем решения следующих задач:

1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.

2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

4. Развитие креативности как черты личности.

5. Формирование самосознания, помощь ребенку в самореализации.

Решение данных задач возможно при условии построения в учебном заведении гуманисти­ческой воспитательной системы.

Принципы воспитания:

1. Личностный подход:

Гуманистический подход

3. Средовой подход:

4. Дифференцированный подход:

5. Природосообразность: учет половозрастных особенностей учащихся.

6. Культуросообразность: опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки.

7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Содержание воспитания:

Основу составляют общечеловеческие ценности - Человек, Семья, Труд, Знания, Культура Отечество, Земля, Мир.

Механизм воспитания: функционирование воспитательной системы, для которой харак­терно:

- целостный образ школы;

- интеграция воспитательных воздействий через включение их в КТД;

- здоровый образ жизни школы - порядок, позитивные ценности, мажор;

- педагогически целесообразная организация внутренней среды - предметно-эстетической, духовной, пространственной и др.;

- защитная функция школы по отношению к личности ребенка и педагога.

Критерии эффективности воспитательного процесса:

1гр. Критерии факта:

- упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и харак-тера

- наличие сложившегося школьного коллектива:

- интеграция воспитательных воздействий,

2гр. Критерии качества:

- степень приближенности системы к поставленным целям;

- общий психологический климат, стиль отношений в школе, степень защищенности и комфортности детей;

- уровень воспитанности выпускников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: