Авторы - В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова.
Воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности; создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, личности и как индивидуальности.
Идеальная цель — всестороннее гармоничное развитие личности. Реальная цель воспитания будет достигнута путем решения следующих задач:
1. Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира.
2. Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.
4. Развитие креативности как черты личности.
5. Формирование самосознания, помощь ребенку в самореализации.
Решение данных задач возможно при условии построения в учебном заведении гуманистической воспитательной системы.
Принципы воспитания:
1. Личностный подход:
Гуманистический подход
|
|
3. Средовой подход:
4. Дифференцированный подход:
5. Природосообразность: учет половозрастных особенностей учащихся.
6. Культуросообразность: опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки.
7. Эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
Содержание воспитания:
Основу составляют общечеловеческие ценности - Человек, Семья, Труд, Знания, Культура Отечество, Земля, Мир.
Механизм воспитания: функционирование воспитательной системы, для которой характерно:
- целостный образ школы;
- интеграция воспитательных воздействий через включение их в КТД;
- здоровый образ жизни школы - порядок, позитивные ценности, мажор;
- педагогически целесообразная организация внутренней среды - предметно-эстетической, духовной, пространственной и др.;
- защитная функция школы по отношению к личности ребенка и педагога.
Критерии эффективности воспитательного процесса:
1гр. Критерии факта:
- упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объема и харак-тера
- наличие сложившегося школьного коллектива:
- интеграция воспитательных воздействий,
2гр. Критерии качества:
- степень приближенности системы к поставленным целям;
- общий психологический климат, стиль отношений в школе, степень защищенности и комфортности детей;
- уровень воспитанности выпускников.