Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Инноваци – определенная система элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат, это прогрессивный результат, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы.
Характерные черты инновации:
- нацеленность инноваций на решение актуальных педагогических проблем;
- педагогическая инновация содержит новое решение этих проблем;
- инновация может быть использована в широкой педагогической практике;
- использование педагогической инновации должно приводить к обновлению педагогических процессов, получению качественно новых результатов.
Новшество – характеризует содержательную сторону инноваций (новый метод, методика, технология, учебная программа).
Новшества в образовательной сфере:
- открытия;
- адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия;
- возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях.
Классификация:
- по предмету изменений (что преобразуется с помощью этого новшества);
- глубине преобразований (т.е. степени радикальности изменения);
- масштабу преобразований;
- ресурсоемкости новшества (т.е. объему необходимых материальных и человеческих ресурсов);
- уровню разработанности (т.е. степени подготовленности новшества к внедрению).
Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Этапы инновационного процесса:
- обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;
- осознание потребности в изменениях, основанное на признании не состоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов;
- преодоление сопротивления на основе оценки издержек и выгод перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек, социальной инерции (Пригожин А.И.).
Законы ИП (В.А. Сластенин и Л.С. Подымова):
- закон необратимой дистабилизации образовательной среды;
- новации всегда возникают вне системы;
- инновационные процессы вызывают системные изменения всех компонентов образовательного процесса, инновационные процессы требуют организации взаимодействия педагогической науки и практики и пр.
Инновационный процесс –это система:
1. Деятельная структура, которая представляет совокупность компонентовдеятельности: мотив- цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.
2. Субъективная структура включает инновационную деятельность всех субъектов инновационного процесса.
3. Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.
4. Содержательная структура предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в различных сферах образования.
5. Структура жизненного цикла инноваций выражается в прохождении этапов:возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия - насыщение – рутинизация, кризис - финиш.
6. Управленческая структура предполагает взаимодействие 4-х видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.
7. Организационная структура включает этапы: диагностический – прогностический- собственно организационный - обобщающий – внедренческий.
Инновационная деятельность - процесс, направленный на создание и практическую реализацию новшеств.
Необходимые требования к этому процессу: изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: во-первых, обладают новизной, во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей, в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Типы педагогических новшеств:
Делят нововведения по инновационному потенциалу на три типа:
- радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);
- комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);
- модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих.
Модифицирующие или, как их по-другому называют, модификационные нововведения. связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, методики, алгоритмы и т.д. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Примером модификационного нововведения, реализуемого путем как технологической, так и личностной модернизации, может считаться введение ученического портфолио.
Согласно разработанной А.В. Хуторским систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:
1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.
2. По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов, а сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.
3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.
4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.
5. По функциональным возможностям, нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.
7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.
8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.
9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.
10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Характерные черты инновационной деятельности педагогов:
- разрабатывается и реализуется иная, чем общепринятая в школе модель устройства жизни ребенка;
- разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования, включая освоение умений и средств самопознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;
- ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание результатов труда. Цель ИД - изменение других деятельностей Объект ИД: педагогическая система; образовательная система; система образования как социальный институт. Виды ИД: создание, апробация, освоение, внедрение.
Структура ИД (компоненты): мотивационный, когнитивный, - креативный, - операционный (технологический), рефлексивный.
Готовность к ИД - это целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции, концентрированно выражающие направленность.
Критерии готовности:
- осознание необходимости в ИД;
- готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;
- уверенность, что усилия принесут результат;
- согласованность личных целей и инновационной деятельности;
- готовность к преодолению неудач;
- уровень технологической готовности;
- позитивное восприятие прошлого опыта в свете инновационной деятельности
Факторы, поддерживающие новаторство:
- предоставление необходимой свободы при разработке новшества;
- обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием;
- поддержку со стороны высшего руководства;
- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;
- поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;
- углубление взаимопонимания между работниками.
Управлять инновационными процессами в ОУ - значит управлять развитием ОУ, поиском индивидуально выбранного “образовательного маршрута” ОУ и отдельных обучающихся, обеспечивающего качество образования.
Содержание методической работы: ОЭР, открытые уроки, круглые столы, дни открытых дверей, научно-практические конференции, творческие отчеты, участие в конкурсах, методические сообщения, разработки,составление программ, критериев оценивания, все они подчинены единой методической теме – дифференциации образовательного процесса для детей с различным уровнем способностей, что способствует достижению главной цели работы школы – качественное образование подрастающего поколения
Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:
1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.
2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.
4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.
5. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.
Инновации в нач. шк:
- увеличение количествава часов на математику, руский язык, литературное чтение;
- реал-я регионал. ком-та;
- индив-я и дифферен-я об-я по интересам, склон-м (введение в историю, кульра речи и общения, этика и кул-ра пов-я, фак-вы – 33 дисциплины)
- внедрение здоровьесбер. тех. и др.
Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражать в разных результатах:
- разработаны новые варианты методик
- частично или полностью решают определённую проблему
Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, т.е. соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:
- оптимальность;
- результативность;
- возможность творческого применения в массовом опыте.