Инновационные процессы в образовании

Сего­дня в сфере образования внедряется громадное количество инно­ваций различного характера, направленности и значимости. Про­водятся большие или малые государственные реформы, внедря­ются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. Инноваци – определенная система элементов, отношений и действий, обеспечивающих прогнозируемый результат, это прогрессивный результат, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы.

Характерные черты инновации:

- нацеленность инноваций на решение актуальных педагогических проблем;

- педагогическая инновация содержит новое решение этих проблем;

- инновация может быть использована в широкой педагогической практике;

- использование педагогической инновации должно приводить к обновлению педагогических процессов, получению качественно новых результатов. 

Новшество – характеризует содержательную сторону инноваций (новый метод, методика, технология, учебная программа).

Новшества в образовательной сфере:

- открытия;

- адаптированные, расширенные или переоформленные идеи и действия;

- возникающие в связи с повторной постановкой целей в изменённых условиях.

Классификация:

- по предмету изменений (что преобразуется с помощью этого новшества);

- глубине преобразований (т.е. степени радикальности изменения);

- масштабу преобразований;

- ресурсоемкости новшества (т.е. объему необходимых материальных и человеческих ресурсов);

- уровню разработанности (т.е. степени подготовленности новшества к внедрению).

Инновационный процесс - комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Этапы инновационного процесса:

- обнаружение импульса перемен на основе анализа поступающей из внешней среды информации;

- осознание потребности в изменениях, основанное на признании не состоятельности прежнего пути, прежних ценностей и идеалов;

- преодоление сопротивления на основе оценки издержек и выгод перемен, необходимости ломки стереотипов, привычек, социальной инерции (Пригожин А.И.).

Законы ИП (В.А. Сластенин и Л.С. Подымова):

- закон необратимой дистабилизации образовательной среды;

- новации всегда возникают вне системы;

- инновационные процессы вызывают системные изменения всех компонентов образовательного процесса, инновационные процессы требуют организации взаимодействия педагогической науки и практики и пр.

Инновационный процесс –это система:

1. Деятельная структура, которая представляет совокупность компонентовдеятельности: мотив- цель - задачи - содержание - формы - методы - результаты.

2. Субъективная структура включает инновационную деятельность всех субъектов инновационного процесса.

3. Уровневая структура отражает взаимосвязанную инновационную деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях.

4. Содержательная структура предполагает рождение, разработку и освоение новшеств в различных сферах образования.

5. Структура жизненного цикла инноваций выражается в прохождении этапов:возникновение - быстрый рост - зрелость - освоение - диффузия - насыщение – рутинизация, кризис - финиш.

6. Управленческая структура предполагает взаимодействие 4-х видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.

7. Организационная структура включает этапы: диагностический – прогностический- собственно организационный - обобщающий – внедренческий.

Инновационная деятельность - процесс, направленный на создание и практическую реализацию новшеств.

Необходимые требования к этому процессу: изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые: во-первых, обладают новизной, во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей, в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества, в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.

Типы педагогических новшеств:

Делят нововведения по инновационному потенциалу на три типа:

- радикальные или базовые (принципиально новые технологии, методы управления);

- комбинаторные (использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов);

- модифицирующие (улучшение, дополнение исходных конструкций, принципов, форм). Каждое базовое нововведение, как правило, продолжается в серии модифицирующих.

Модифицирующие или, как их по-другому называют, модификационные нововведения. связаны с усовершенствованием, рационализацией того, что имеет аналог или прототип. Это могут быть программы, методики, алгоритмы и т.д. Модернизация может быть направлена как на технологическую, так и на личностную сторону обновляемого средства. Примером модификационного нововведения, реализуемого путем как технологической, так и личностной модернизации, может считаться введение ученического портфолио.

Согласно разработанной А.В. Хуторским систематики педагогические нововведения подразделяются на следующие типы и подтипы:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования в области развития определенных способностей учеников и педагогов, а сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т. д.

5. По функциональным возможностям, нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т. п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т. п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

Характерные черты инновационной деятельности педагогов:

- разрабатывается и реализуется иная, чем общепринятая в школе модель устройства жизни ребенка;

- разрабатывается принципиально отличное от традиционного содержание образования, включая освоение умений и средств самопознания, саморегуляции, самообразования, самоопределения;

- ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы его работы, направленные на развитие творческих черт личности учителя, личной ответственности за содержание результатов труда. Цель ИД - изменение других деятельностей Объект ИД: педагогическая система; образовательная система; система образования как социальный институт. Виды ИД: создание, апробация, освоение, внедрение.

Структура ИД (компоненты): мотивационный, когнитивный, - креативный, - операционный (технологический), рефлексивный.

Готовность к ИД - это целостное состояние личности, выражающее качественные характеристики сознания, стиль мышления, гражданскую и профессиональную позиции, концентрированно выражающие направленность.

Критерии готовности:

- осознание необходимости в ИД;

- готовность к вовлечению в творческую деятельность по введению новшества;

- уверенность, что усилия принесут результат;

- согласованность личных целей и инновационной деятельности;

- готовность к преодолению неудач;

- уровень технологической готовности;

- позитивное восприятие прошлого опыта в свете инновационной деятельности

Факторы, поддерживающие новаторство:

- предоставление необходимой свободы при разработке новшества;

- обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием;

- поддержку со стороны высшего руководства;

- ведение дискуссий и обмен идеями «без злобы и страха»;

- поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, вузами и внешними научными организациями;

- углубление взаимопонимания между работниками.

Управлять инновационными процессами в ОУ - значит управлять развитием ОУ, поиском индивидуально выбранного “образовательного маршрута” ОУ и отдельных обучающихся, обеспечивающего качество образования.

Содержание методической работы: ОЭР, открытые уроки, круглые столы, дни открытых дверей, научно-практические конференции, творческие отчеты, участие в конкурсах, методические сообщения, разработки,составление программ, критериев оценивания, все они подчинены единой методической теме – дифференциации образовательного процесса для детей с различным уровнем способностей, что способствует достижению главной цели работы школы – качественное образование подрастающего поколения

Основные направления инновационной деятельности в начальной школе:

1. Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2. Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

3. Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

4. Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

5. Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

Инновации в нач. шк:

- увеличение количествава часов на математику, руский язык, литературное чтение;

- реал-я регионал. ком-та;

- индив-я и дифферен-я об-я по интересам, склон-м (введение в историю, кульра речи и общения, этика и кул-ра пов-я, фак-вы – 33 дисциплины)

- внедрение здоровьесбер. тех. и др.

Критерии прогрессивности педагогических инноваций могут выражать в разных результатах:

- разработаны новые варианты методик

- частично или полностью решают определённую проблему

Предлагаемые нововведения должны быть теоретически или эмпирически обоснованы, т.е. соответствовать критериям обоснованности, к которым относятся:

- оптимальность;

- результативность;

- возможность творческого применения в массовом опыте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: