double arrow

Современные концепции обучения и воспитания


Концепция - это система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел. Концепция воспитания - система взглядов отдельного ученого или группы исследователей на вос­питательный процесс - его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, крите­рии и показатели эффективности. Концепция обучения – это создание непротиворечивой, природосообразной полнофункциональной модели целенаправленного эффективного взаимодействия в процессе обучения психодидактической модели учения и функционально-дидактической модели преподавания, соответствующей современным тенденциям в профессиональном образовании России. Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления.

Развивающая система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики. Единство и целостность педагогической системы достигаются благодаря взаимосвязи образовательных задач всех уровней. К ним относятся: – цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка; – задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания; – дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых; – методическая система – ее типические свойства: многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность; – предметные методики по всем образовательным областям; – формы организации обучения; – система изучения успешности обучения и развития школьников. Система Л.В. Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из ее вышеописанных компонентов: каждой из них несет свою развивающую функцию. Системный подход к организации образовательного пространства способствует решению задачи общего развития школьников. В 1995-1996 гг. система Л.В. Занкова введена в российскую школу как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам, выдвинутым Законом РФ об образовании, требующим обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.




Концепция Л.В.Занкова. С конца 50-х годов научный коллек­тив по руководством Л.В.Занкова начал экспериментальное ис­следование по изучению объективных закономерностей и прин­ципов обучения. Усилия коллектива Л.В.Занкова были направлены на разра­ботки дидактической системы обучения младших школьников в целях их общего психологического развития.



принципы обучения по Занкову:

-обучение на высоком уровне трудности;( харак-ся, не столько тем, что превышает «среднюю норму» трудности, а прежде всего тем, что раскрывает духовные силы ребенка, дает им простор и направление)

- быстрый темп в изучении программного материала;( отказ от топтания на месте, от однообразного повторения пройденного. важно - непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями, когда не только обогащается ум школьника разносторонним содержанием, но и создаются благоприятные условия для глубокого осмысления получаемой информации)

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание школьниками процесса учения; . (По системе Л.В.Занкова учебный процесс строится так, чтобы школьник уяс­нил себе основания расположения материала, необходимость за­учивания определенных его элементов.)

-целенаправ и систем работа по развитию все учащихся, включая и наиболее слабых.

Концепция В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина. В 60-е годы был создан научный коллектив под руководством психологов В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина. Основной задачей коллектива -установление роли и значения младшего школьного воз­раста в развитии ребенка.

Акцент: формир-е теорет. мышл-я ( словесно выраженное понимание чел-ком происхождения той или иной вещи, умение проследить условия этого происх-я, выяснить почему эти вещи приобретают ту или иную форму, воспроизвести в своей деят-ти пр. происх-я данной вещи)

Суть сис-мы Эл.-Дав: получение теор. знаниц в их философско-лог. понимании

Осн. принципы орг-и об-я:







Сейчас читают про: