Методология – это система принципов процедур и логика исследования.
Уровни методологии:
1. философский (опред-ет филос.основы для разработки метод.концепции. Относится гносеология (теория познания), в основе лежит логика познания от живого созерцания к абстрактному мышлению и его практики).
2. общенаучный (входят различные гипотизы, парадигмы, общенаучные методы исследования. Подход: системный, синергетический)
3. частнонаучный (подходы: контекстный, культорологический. Спецефические методы исследования)
Методы:
1. общенаучные методы исследования: анализ и синтез; индукция и дидукция; сравнение; аналогия; классификация; экстрополяция (перенос одной части явления на др.); абстрагирование.
2. методы педаг-го исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперемент.
3. методы матем-ой обработки, шкалирование, ранжирование и т.д. Использ-ся для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала.
Эксперемент – спец-но поставленный опыт с целью выявления относительнойэффективности чего-либо.
Виды экс-та:
• констатирующий э. – цель, выявление исходного состояния объектов исследования, использ. диагностические методы исслед.
• Формирующий э. – ц., выявить эффек-ть нового педагогического метода, приема
• Контрольный э. – ц., проверка повторяемости результатов контрольного экс-та.
Этапы экс-та:
• Теоретич-ий (постановка проблем, опред-е цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотизу)
• Методич-ий (разработка методики исследвания и его плана)
• Собственно эксперемент – проведение серии опытов (созд-ие ситуаций, наблюдение, опыт и измерен. реакции испытуемых)
• Аналитический – колич-ый и кач-ый анализ, формирование выводов.
Структура социального опыта
Структура социального образования:
1. система знаний о мире
2. опыт различных видов деятельности
3. опыт творческой деят-ти (создание нового. 3 уровня: внесение новых элементов в известное; комбинирование известных элементов; создание принципиально нового)
4. опыт эмоционально-целостного отношения к миру
Социальное образования исходит из стандартов, основанных на соц.заказе и личных интересах.