Педагогика – это наука о закономерностях формирования и развития человеческой личности в условиях специально организованного пед. процесса.
Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколениям, называется педагогикой.
Объект пед. науки - образование, как деятельность, направленная на социализацию личности. Социализация-процесс усвоения норм соц. жизни.
Предме т – система отношений в процессе образовательной деятельности между педагогами и учащимися.
Система пед.наук образуют след.науки:
1. Дидактика – теория обучения. исследует общ. Закономерности восп-я, образов-я и обуч-я.
2. История пед-ки, изучающая развитие пед-х идей и восп-я в различные историч. эпохи.
3. Сравнительная пед-ка, исследующая законом-сти функциониров-я и развития образоват-х и воспитат-х систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастн.пед-ка, изучающ. особен-сти восп-я человека на различных возрастн.этапах:
• Преддошкольная
• Дошкольная
• Пед-ка средн.шк.
• Пед-ка средне-специального образования
• Пед-ка высш.школы
• Пед-ка профессионально-технического обазования
• Пед-ка взрослых (андрогогика)
5. Спец. или коррекционная пед-ка(дефектология) разрабатывающая теоретич. основы, принципы, методы, формы и средства восп-я и образов-я ч-ка, имеющего отклонения в физич-м и умственном развитии.
Отрасли:
• Сурдопед-ка – восп-е и образов-е глухонемых и глухих детей и взрослых
• Тифлопед-ка – слепых и слабовидящих
• Олигофренопед-ка – умственно-отсталых
• Логопедия – детей и взрослых с расстройством речи
6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфич-е частные законом-сти обуч-я конкретным дисциплинам (физика, матем., химия), накапливают технологич.инструментарий, позволяющий оптимальн.методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности.
7. Профессиональн. пед-ка изучает законом-сти, осущ-т теоретич. обоснование, разрабатывает принципы, технологии восп-я и образов-я ч-ка, ориентированного на конкретн. професс. сферу деят-ти.
В зависимости от проф.области различают:
• Военную
• Производственную
• Медицинскую
8. Социальная пед-ка содержит теоретич. и прикладн.разработки в области внешкольного восп-я и образов-я детей и взрослых.
9. Исправительно-трудовая пед-ка содержит теоретич. обоснования и разработку практики перевосп-я лиц, находящихся в заключении за совершение преступления.
10. Лечебн.пед-ка разрабатывает систему образовательно-воспит-й деят-ти педагогов с ослабленными и больными школьниками.
В понятийном аппарате пед-ки как науки м.выделить центральн.понятие – пед.процесс - это движ-е от целей образов-я к его результатам путём обеспеч-я единства обуч-я и восп-я.
К числу осн. понятий пед-ки, называемых её категориями, отн-ся: развитие, образов-е, обуч-е, восп-е.
Категориями науки наз-ся её предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность дан.науки, её устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В люб.науке категор. выполняют системообразующую функцию.
Базовыми категор.пед-ки я-я развитие, восп., образов-е, обуч-е, пед.деят-ть, пед.взаимодействия, пед.задача, пед.технологии, пед.процесс.
Обучение - процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение системы знаний, а также практических умений и навыков.
Развитие – это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в чел-ке; это процесс внутренне последовательного изменения физич-х, психич-х и духовных сил ч-ка, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, сущности и назнач-я, становление его личности.
Восп-е – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника, направленный на формирование системы ценностей, отношений, а также на формирование качеств личности и опыта общественного поведения.(Виды восп-я – интеллект-е(умствен-е), трудовое, нравствен., эстетич.)
Образов-е – это процесс усвоения культурного опыта и социализации личности; это целенаправленно организован-й процесс и рез-т интеллектуального развития индивида, усвоения им опыта поколений в виде определенной системы ЗНУ(знания, умения, навыки).